Министр Вероника Скворцова приняла участие в совещании у Президента РФ Владимира Путина
Министр Вероника Скворцова выступила с докладом на совещании о ходе исполнения указов, подписанных в день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Поручение Минздраву России содержится в шести указах Президента Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что если говорить о поручениях создания концепций, стратегий и других программных документов, то эти поручения все выполнены в установленные указами сроки. Я хотела бы отметить, что согласно указу 596-му была разработана и утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения», которая содержит основные цели, задачи, направления развития отрасли, а также целевые показатели, которые полностью соответствуют показателям, установленным в указах Президента. Значения всех целевых показателей даны в разрезе субъектов Российской Федерации и на основе государственной программы, но со спецификой и с учетом региональных особенностей были разработаны 83 региональные программы развития здравоохранения и дорожные карты усовершенствования оптимизации систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Согласно указам были разработаны шесть других стратегических и концептуальных документов, из которых я хотела бы отметить Стратегию развития лекарственного обеспечения населения; Стратегию развития медицинской науки; комплекс мер по совершенствованию медицинской помощи – как системно, так и в разрезе каждого региона; комплекс мер по совершенствованию кадровой политики. Разработан и принят столь значимый федеральный закон, как закон противотабачный, и с 1 июня он вступает в силу, а также план мероприятий в области здорового питания населения до 2020 года.
С учетом понимания сложности реализации всех концептуальных документов, которые уже сейчас приняты Правительством Российской Федерации, Министерством здравоохранения разработан и активно внедряется комплекс системообразующих мер по совершенствованию модели здравоохранения и возможности реализовать все концептуальные документы.
Впервые в 2012 году программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи разработана на трехлетний период и таким образом был обеспечен необходимый горизонт планирования. Впервые в эту программу включены нормативы объемов финансирования медицинской помощи по профилактике и диспансеризации населения, неотложной и паллиативной помощи, что позволяет адресно сконцентрироваться на решении этих значимых, приоритетных направлений.
За период с июля по декабрь 2012 года Министерством были разработаны, утверждены и размещены на официальном сайте 60 порядков оказания медицинской помощи по всем основным профилям и 797 стандартов медицинской помощи. Регистрация всех этих (более 850) документов в Министерстве юстиции была закончена в апреле 2013 года. Разработанные стандарты охватывают все классы заболеваний, покрывают заболевания, составляющие более 80% заболеваемости нашего населения, а также дополнительно 482 заболевания более редких, 22 орфанных заболевания. Разработанные стандарты распространяются на все виды медицинской помощи. Являясь усредненными расчетными документами для определения стоимости оказываемой медицинской помощи, которая гарантируется государством, стандарты необходимы для перехода на наиболее эффективный способ оплаты и формирования тарифа, применяемый сегодня в мире на основе клинико-статистических групп. Данный способ оплаты позволяет доводить финансовые ресурсы адресно и точно до каждого лечебно-профилактического учреждения в зависимости от профиля и медицинской помощи и форм оказания медицинской помощи и формирует антизатратные механизмы, при этом полностью осуществляется по конечному результату деятельности, таким образом позволяя внедрять эффективные контракты.
Впервые к ноябрю 2012 года при участии экспертов Всемирного банка были разработаны российские клинико-статистические группы. По данным международных экспертов, количество разработанных в России стандартов медицинской помощи достаточно для эффективной работы этих клинико-статистических групп и всей финансовой системы здравоохранения, так как эти стандарты покрывают более 70% заболеваний, входящих в каждую клинико-статистическую группу.
Постановлением Правительства от октября 2012 года установлены возможные на 2013–2015 годы альтернативные способы оплаты медицинской помощи: либо по стандарту, по законченному случаю, либо на основе клинико-статистических групп. И впервые полностью были исключены старые формы оплаты по валовым показателям – койко-дню и посещению, которые приводят к экстенсивным, неэффективным финансовым расходам на систему здравоохранения.
Учитывая международный опыт, лишь через 4–6 лет нам удастся полностью перейти на систему финансового планирования и оплаты медицинской помощи по единой системе клинико-статистических групп и таким образом отказаться от стандартов медицинской помощи, что потребует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
В I квартале 2013 года, как Вы уже отметили, Владимир Владимирович, всего объем финансовых ресурсов, доведенных на оказание медицинской помощи, увеличился на 26%, в том числе были сохранены все стимулирующие выплаты в размере 114,9 млрд рублей. Разработаны новые методы оплаты и доведения денег до каждого лечебно-профилактического учреждения. Те регионы, которые полностью использовали рекомендуемые современные способы доведения денег и оплаты медицинской помощи, увеличили заработную плату за I квартал 2013 года на 120% как для врачей, так и для среднего и младшего медицинского персонала. Ни в одном из них не выявлено случаев нарушения выплаты заработных плат, снижения заработных плат.
Системно за 2013 год предусмотрено увеличение заработных плат до 129,7% по отношению к средней по региону для врачей, для среднего и младшего персонала – на 75 и 50% соответственно. За I квартал в среднем по стране заработная плата повысилась до 116% для врачей и до 115% к средней по региону для младшего и среднего медицинского персонала. 49 субъектов Российской Федерации уже превысили те индикаторные показатели, которые характеризуют 2013 год, конец 2013 года. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации и отдельных медицинских организациях было допущено временное снижение уровня заработной платы. Анализ, проведенный с каждым из 83 субъектов Российский Федерации, выявил причины: позднее принятие необходимых нормативных актов по порядку и доведению стимулирующих выплат в первичном звене и скорой помощи и недостаточно проработанные решения тарифных комиссий субъектов Российской Федерации. Не достигли предусмотренных показателей 34 субъекта – по заработной плате врачей, 28 субъектов – по среднему медицинскому персоналу и 52 субъекта – по младшему медицинскому персоналу. В девяти субъектах сложилось значительное отставание целевых индикаторов 2013 года от прописанных теми дорожными картами, которые согласовывало Министерство здравоохранения.
Из-за несвоевременного принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, в семи регионах были отмечены задержки этих выплат и соответствующее снижение заработных плат. Я, наверное, не буду перечислять эти регионы: в настоящее время решения о восстановлении выплат приняты всеми регионами. Я хотела отметить, что кроме ежеквартальной информации, мониторинга заработных плат, которые проводит Росстат по разработанным нами вместе соответствующим статистическим картам, Министерство здравоохранения начиная с марта ввело ежемесячный мониторинг заработных плат не только в разрезе субъектов, но и в разрезе каждой медицинской организации. Первый такой отчет мы получили 15 апреля. По нашим предварительным данным, ситуация выправляется в тех регионах, в которых были допущены ошибки, и мы предпримем все шаги для того, чтобы к концу года достичь всех целевых показателей по заработной плате. Спасибо большое.