Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Многоуровневые клинические задачи по хирургии

29 июля 2015

  Традиционные формы клинических ситуационных задач в широко представленной учебной литературе по хирургии, как и задач, использующихся на ИГА в вузах, содержат весьма скудную информацию о больном, как правило, изложенную на 1/3 листа формата А4. В то время как журнальные публикации по демонстрации редких и казуистических случаев имеют подробные сведения по клинике, методам визуализации и лечения. Именно такой подход в создании многоуровневых клинических задач мы использовали при формировании нового учебно-методического комплекса кафедры госпитальной хирургии, занимающейся вузовским и послевузовским образованием одновременно.
Коллектив подготовил и издал учебное пособие с новыми по форме и содержанию «многоуровневыми клиническими задачами» в виде выписки из истории реального больного с пакетом копии документов средств визуализации, данных лабораторных, морфологических и всех других методов обследования и лечения. Задача «упакована» в современную папку с файлами, в которые и вложены документы. Число файлов может увеличиваться по мере роста количества методов исследования и лечения. Уровней вопросов четыре. Первый предназначен для студентов 5 курса и иностранных стажеров, вопросы уровня касаются и теоретических дисциплин (анатомия, патфизиология и др.), базовых клинических данных. Второй уровень вопросов единой задачи предназначен уже для итоговой государственной аттестации на 6 курсе и включает задания (вопросы) первого уровня и свои, касающиеся уже клинической дисциплины. То есть, первый и второй уровни проверяют базовые (остаточные) знания соответственно за 5 и 6 курсов обучения в вузе.
Третий уровень вопросов предназначен для промежуточной и итоговой аттестации интернов и ординаторов. В него входят два предыдущих уровня вопросов и свой, включающий уже чисто хирургические моменты деталей операции и всех лечебных пособий у конкретного больного. Наконец, четвертый – самый высокий уровень вопросов, включающий три предыдущих (15 вопросов) и свои пять (всего 20), предназначен для аспирантов, докторантов и врачей курсантов ФПК и ППС. Здесь весь спектр вопросов по знаниям хирурга, аналитика, эксперта. Кроме того, по ходу анализа задачи в каждом документе кроется свой вопрос, к примеру, данные лабораторных исследований приведены и их следует оценить, либо написать показатели в зависимости от тяжести патологического процесса на той или иной стадии его развития. Или, предлагаем оценить рентгенограмму и назначить дополнительные исследования для уточнения патологического процесса. То есть, помимо 20 обязательных вопросов для 4-го, как, впрочем, и нижестоящих уровней, по каждому приведенному исследованию могут быть еще и свои вопросы. И это будет полноценный клинический разбор, возможно и у постели больного с аналогичной патологией.
Чтобы не дублировать друг друга на кафедре, охватить всю тематику хирургических болезней, мы поделили темы дисциплины среди сотрудников с учетом их врачебной специализации. Задачи, благодаря разным уровням, уместны для оценки знаний всех обучающихся на кафедре, от студентов до хирургов со стажем и врачей общей практики. Задачи имеют сразу 2-4 и более клинических примеров по одной нозологической форме заболевания, но с разными вариантами течения и методами лечения. Каждая задача представлена и в электронном варианте, где максимально выложен спектр макро- и микросюжетов клинического наблюдения, средств визуализации, а в случае неблагоприятного исхода – фотографии секционного материала. Задачи прошли многолетнюю апробацию на кафедре, высоко оценены врачами курсантами и клиническими ординаторами. Разработка задач продолжается, точнее - идет обработка собственного архива, в котором имеются сведения о больных, которые реально существовали и были нами оперированы. Ничего не придумано в наших задачах, они – отражение личного клинического врачебного опыта, в этом еще одна прелесть труда автора.

Коссович Михаил Александрович # 30 июля 2015 в 22:46 +2
Идея и способ ее практической реализации, предложенные профессором Н.И. Богомоловым в тезисах «Многоуровневые клинические задачи по хирургии», вызывают искреннее восхищение. Красиво, грамотно, относительно просто и с высоким коэффициентом полезного действия. Интересных, сложных и поучительных случаев в нашей повседневной практике бывает достаточно много, не надо ничего придумывать. Главное – не забывать! Необходимо «лишь» все грамотно и доходчиво изложить, сделать соответствующие акценты, убрать ненужное и украсить имеющимися иллюстрациями дополнительных методов исследования (результатами лабораторных исследований, данными лучевых и эндоскопических методов диагностики, заключениями морфологического анализа и другие). Причем, если на кафедре, в клинике такая работа будет поручена интернам, ординаторам и молодым докторам, то и для них самих участие в составлении и редактировании подобных ситуационных задач будет являться хорошей школой теоретической подготовки по различным разделам хирургии. Контроль этого процесса со стороны администрации и руководства больницы позволит лишний раз проанализировать результаты лечения больных в клинике, оценить их с другой стороны, сделать соответствующие выводы и, возможно, принять своевременные и адекватные решения по изменению тактики лечения пациентов и техники выполнения хирургических вмешательств. Крайне важно, что в подобном формате можно рассматривать не только классические варианты течения хирургической патологии и благоприятные результаты лечения, но и атипичные по клиническому течению ситуации, неправильные действия врачей и даже неблагоприятные исходы, что не менее важно для приобретения в конечном итоге коллективного клинического опыта. Возможно, что имеет смысл обмениваться подобными материалами с целью создания банка(реестра) данных в рамках программы непрерывного медицинского образования РОХ, которая должна начинаться на клинических кафедрах хирургического профиля на старших курсах в ВУЗах и далее, проходя через интернатуру, ординатуру, аспирантуру и докторантуру, продолжаться всю жизнь, включая все этапы профессионально роста специалистов. Однако в системе составления и применения многоуровневых клинических задач по хирургии, предложенной в тезисах, изначально заложены определенные недостатки. Очень сложно, а может быть даже и невозможно, сделать все задачи одинаковыми по сложности и глубине поставленных вопросов. Кроме того, в случае ограниченного числа ситуационных задач и(или) ограниченного числа тестируемых в данном регионе есть определенная вероятность, что одному и тому же студенту, а потом ординатору, врачу на протяжении ряда лет могут попадаться одни и те же задачи, либо со временем имеющиеся ситуационные задачи и ответы на них будут хорошо известны и их образовательная ценность будет снижаться. Подобная ситуация может нарушать логистику тестирования, заложенную автором, и делать результаты тестирования более предсказуемыми и менее объективными. Но это лишний раз подтверждает необходимость создания всероссийского банка(реестра) ситуационных задач по хирургии, разработанных по определенным принципам, рамки которых необходимо четко обозначить. Возможно, что этот банк(реестр) будет иметь и более, чем всероссийский масштаб, так как допустимо привлечение хирургических школ всего постсоветского пространства, имеющих одни корни. В этом плане многим есть что сказать и чем поделиться с коллегами. Кстати, через такие ситуационные задачи можно и нужно внедрять в головы хирургов современные позиции диагностики и лечения различной хирургической патологии, заложенные в Национальных клинических рекомендациях! Пусть даже в некоторой игровой форме – это будет только повышать эффективность обучения в целом... При этом стоит подумать о необходимости и возможности создания определенных тестовых программ различного уровня сложности, содержащих набор из нескольких ситуационных задач, для проведения этапных, аттестационных, сертификационных экзаменов, а в дальнейшем – и аккредитаций, с целью повышения их образовательной ценности при подготовке и объективизации оценки уровня компетентности специалистов при сдаче экзамена.
Богомолов Николай Иванович # 14 августа 2015 в 13:48 +1
Глубокоуважаемый Михаил Александрович! Тронут Вашей рецензией, Вашей аргументацией, замечаниями и предложениями. Согласен по всем высказанным позициям. Вероятность получения задачи на очередном более высоком уровне образования есть, но это не смущает ни педагога, ни обучающегося, ибо к тому времени стали другими оба. "В одну реку дважды войдти невозможно", так и здесь. Ваше предложение о применении моего опыта и многоуровневых задач в масштабе России - это прекрасно. Был бы рад помочь коллегам любого региона. Кстати, я многим выслал печатный вариант, могу сделать это и для Вас. С уважением и почтением, благодарностью и пониманием.
Бутырский Александр Геннадьевич # 5 сентября 2015 в 10:33 0
Глубокоуважаемый Николай Иванович! Как можно получить эту методическую разработку? Я куратор ординатуры по хирургии на кафедре, и очень хотелось бы познакомиться с опытом использования таких задач. Заранее спасибо, А.Г. Бутырский, Симферополь, albut@rambler.ru
Калинов Андрей Владимирович # 9 июня 2016 в 20:31 0
Глубокоуважаемый Николай Иванович! Как можно получить эту методическую разработку? Я куратор ординатуры по хирургии на кафедре, и очень хотелось бы познакомиться с опытом использования таких задач. Заранее спасибо, А.В.Калинов Тверь. 09.06.2016г. A260158K@yandex.ru
Логина Варвара Евгеньевна # 11 ноября 2020 в 12:16 0
Глубокоуважаемый Николай Иванович! Как можно получить эту методическую разработку? Очень хотелось бы познакомиться с опытом использования таких задач. Заранее спасибо, В.Е. Логина, Москва. Почта: varyalogina@mail.ru
Куроедов Сергей Сергеевич # 22 ноября 2020 в 18:13 0
На мой взгляд не надо изобретать велосипед. Все известные случаи описаны. Казуистика на то и Казуистика. В медицине нет черного и белого, в медицине очень много серого. Начального уровня английского языка достаточно, чтобы поглощать знания в огромных объемах. scholae, sed vitae discimus.

← Назад