|
Идея и способ ее практической реализации, предложенные профессором Н.И. Богомоловым в тезисах «Многоуровневые клинические задачи по хирургии», вызывают искреннее восхищение. Красиво, грамотно, относительно просто и с высоким коэффициентом полезного действия. Интересных, сложных и поучительных случаев в нашей повседневной практике бывает достаточно много, не надо ничего придумывать. Главное – не забывать! Необходимо «лишь» все грамотно и доходчиво изложить, сделать соответствующие акценты, убрать ненужное и украсить имеющимися иллюстрациями дополнительных методов исследования (результатами лабораторных исследований, данными лучевых и эндоскопических методов диагностики, заключениями морфологического анализа и другие). Причем, если на кафедре, в клинике такая работа будет поручена интернам, ординаторам и молодым докторам, то и для них самих участие в составлении и редактировании подобных ситуационных задач будет являться хорошей школой теоретической подготовки по различным разделам хирургии. Контроль этого процесса со стороны администрации и руководства больницы позволит лишний раз проанализировать результаты лечения больных в клинике, оценить их с другой стороны, сделать соответствующие выводы и, возможно, принять своевременные и адекватные решения по изменению тактики лечения пациентов и техники выполнения хирургических вмешательств.
Крайне важно, что в подобном формате можно рассматривать не только классические варианты течения хирургической патологии и благоприятные результаты лечения, но и атипичные по клиническому течению ситуации, неправильные действия врачей и даже неблагоприятные исходы, что не менее важно для приобретения в конечном итоге коллективного клинического опыта. Возможно, что имеет смысл обмениваться подобными материалами с целью создания банка(реестра) данных в рамках программы непрерывного медицинского образования РОХ, которая должна начинаться на клинических кафедрах хирургического профиля на старших курсах в ВУЗах и далее, проходя через интернатуру, ординатуру, аспирантуру и докторантуру, продолжаться всю жизнь, включая все этапы профессионально роста специалистов.
Однако в системе составления и применения многоуровневых клинических задач по хирургии, предложенной в тезисах, изначально заложены определенные недостатки. Очень сложно, а может быть даже и невозможно, сделать все задачи одинаковыми по сложности и глубине поставленных вопросов. Кроме того, в случае ограниченного числа ситуационных задач и(или) ограниченного числа тестируемых в данном регионе есть определенная вероятность, что одному и тому же студенту, а потом ординатору, врачу на протяжении ряда лет могут попадаться одни и те же задачи, либо со временем имеющиеся ситуационные задачи и ответы на них будут хорошо известны и их образовательная ценность будет снижаться. Подобная ситуация может нарушать логистику тестирования, заложенную автором, и делать результаты тестирования более предсказуемыми и менее объективными. Но это лишний раз подтверждает необходимость создания всероссийского банка(реестра) ситуационных задач по хирургии, разработанных по определенным принципам, рамки которых необходимо четко обозначить. Возможно, что этот банк(реестр) будет иметь и более, чем всероссийский масштаб, так как допустимо привлечение хирургических школ всего постсоветского пространства, имеющих одни корни. В этом плане многим есть что сказать и чем поделиться с коллегами. Кстати, через такие ситуационные задачи можно и нужно внедрять в головы хирургов современные позиции диагностики и лечения различной хирургической патологии, заложенные в Национальных клинических рекомендациях! Пусть даже в некоторой игровой форме – это будет только повышать эффективность обучения в целом...
При этом стоит подумать о необходимости и возможности создания определенных тестовых программ различного уровня сложности, содержащих набор из нескольких ситуационных задач, для проведения этапных, аттестационных, сертификационных экзаменов, а в дальнейшем – и аккредитаций, с целью повышения их образовательной ценности при подготовке и объективизации оценки уровня компетентности специалистов при сдаче экзамена.
|