Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Многоуровневые клинические задачи по хирургии

29 июля 2015

  Традиционные формы клинических ситуационных задач в широко представленной учебной литературе по хирургии, как и задач, использующихся на ИГА в вузах, содержат весьма скудную информацию о больном, как правило, изложенную на 1/3 листа формата А4. В то время как журнальные публикации по демонстрации редких и казуистических случаев имеют подробные сведения по клинике, методам визуализации и лечения. Именно такой подход в создании многоуровневых клинических задач мы использовали при формировании нового учебно-методического комплекса кафедры госпитальной хирургии, занимающейся вузовским и послевузовским образованием одновременно.
Коллектив подготовил и издал учебное пособие с новыми по форме и содержанию «многоуровневыми клиническими задачами» в виде выписки из истории реального больного с пакетом копии документов средств визуализации, данных лабораторных, морфологических и всех других методов обследования и лечения. Задача «упакована» в современную папку с файлами, в которые и вложены документы. Число файлов может увеличиваться по мере роста количества методов исследования и лечения. Уровней вопросов четыре. Первый предназначен для студентов 5 курса и иностранных стажеров, вопросы уровня касаются и теоретических дисциплин (анатомия, патфизиология и др.), базовых клинических данных. Второй уровень вопросов единой задачи предназначен уже для итоговой государственной аттестации на 6 курсе и включает задания (вопросы) первого уровня и свои, касающиеся уже клинической дисциплины. То есть, первый и второй уровни проверяют базовые (остаточные) знания соответственно за 5 и 6 курсов обучения в вузе.
Третий уровень вопросов предназначен для промежуточной и итоговой аттестации интернов и ординаторов. В него входят два предыдущих уровня вопросов и свой, включающий уже чисто хирургические моменты деталей операции и всех лечебных пособий у конкретного больного. Наконец, четвертый – самый высокий уровень вопросов, включающий три предыдущих (15 вопросов) и свои пять (всего 20), предназначен для аспирантов, докторантов и врачей курсантов ФПК и ППС. Здесь весь спектр вопросов по знаниям хирурга, аналитика, эксперта. Кроме того, по ходу анализа задачи в каждом документе кроется свой вопрос, к примеру, данные лабораторных исследований приведены и их следует оценить, либо написать показатели в зависимости от тяжести патологического процесса на той или иной стадии его развития. Или, предлагаем оценить рентгенограмму и назначить дополнительные исследования для уточнения патологического процесса. То есть, помимо 20 обязательных вопросов для 4-го, как, впрочем, и нижестоящих уровней, по каждому приведенному исследованию могут быть еще и свои вопросы. И это будет полноценный клинический разбор, возможно и у постели больного с аналогичной патологией.
Чтобы не дублировать друг друга на кафедре, охватить всю тематику хирургических болезней, мы поделили темы дисциплины среди сотрудников с учетом их врачебной специализации. Задачи, благодаря разным уровням, уместны для оценки знаний всех обучающихся на кафедре, от студентов до хирургов со стажем и врачей общей практики. Задачи имеют сразу 2-4 и более клинических примеров по одной нозологической форме заболевания, но с разными вариантами течения и методами лечения. Каждая задача представлена и в электронном варианте, где максимально выложен спектр макро- и микросюжетов клинического наблюдения, средств визуализации, а в случае неблагоприятного исхода – фотографии секционного материала. Задачи прошли многолетнюю апробацию на кафедре, высоко оценены врачами курсантами и клиническими ординаторами. Разработка задач продолжается, точнее - идет обработка собственного архива, в котором имеются сведения о больных, которые реально существовали и были нами оперированы. Ничего не придумано в наших задачах, они – отражение личного клинического врачебного опыта, в этом еще одна прелесть труда автора.

← Назад