Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
войтиЗабыли пароль?

Мероприятия по ликвидации кадрового дефицита врачей в бюджетной сфере

4 сентября 2017

  Глубокоуважаемые коллеги! Главный хирург Министерства Здравоохранения академик А.Ш. Ревишвили получил запрос Министерства с просьбой оценить потребность в подготовке кадров хирургов в ординатуре. В настоящий момент все главные хирурги регионов изучают этот вопрос. Мы представляем вашему вниманию предложения Главного хирурга Южного Федерального Округа профессора М.Ф. Черкасова и комментарий академика А.Ш. Ревишвили. Приглашаем всех принять активное участие в обсуждении этого очень важного для нас всех вопроса.

Президиум профильной комиссии по хирургии Минздрава России и Комитет по образованию РОХ

  Принимая во внимание сложившуюся в ряде регионов РФ проблему дефицита хирургических кадров, в целях оптимизации обеспечения населения РФ квалифицированной медицинской помощью по специальности "хирургия", а также для формирования и закрепления у специалистов узкого хирургического профиля общехирургических знаний и навыков предлагаем в соответствии с пунктом 11 статьи 82 Федерального закона об образовании в РФ N 273 от 29.12.12 года ("Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника").
1. При подготовке специалистов в программах ординатур по узким хирургическим специальностям (колопроктология, торакальная хирургия, сердечно-сосудистая хирургия и другие) на первом году обучения включить: фундаментальные, смежные дисциплины, симуляционный курс, а также специальную дисциплину и практику по специальности "хирургия".
2. По окончании первого года обучения и сдачи ИГА присвоить обучающемся квалификацию по специальности "хирургия" с последующим его обязательным направлением на место работы на 1-2 года (в районы, выделенные МЗ по целевым программам), после чего предоставить специалисту возможность продолжить обучение по узкой хирургической специальности с получением новой квалификации по завершению учебы.
Таким образом, предложенная стратегия не только позволит в короткие сроки удовлетворить потребность населения в специалистах-хирургах, но и будет способствовать закреплению фундаментальных знаний и практических умений в области хирургии у специалистов узкого хирургического профиля.
В СССР была выработана следующая форма обучения – сначала интернатура, потом 3 года работа в районной больнице, затем ординатура для повышения знаний и хирургического мастерства.

В связи с формированием сводного плана приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами» предлагаем для включения следующие меры
1) осуществлять мониторинг, анализ и перспективное планирование потребности в медицинских кадрах на уровне региона и муниципальных образований с учетом уровня заболеваемости и объемов оказания медицинской помощи населению;
2) подготовить госпрограмму поэтапного сокращения дефицита медицинских кадров и устранения кадровой диспропорции, содержащую в себе меры социальной поддержки, которые бы повышали привлекательность отрасли для специалистов, в том числе престиж медицинской научно-образовательной деятельности;
3) конкретный профинансированный государственный план ее решения с участием не только губернаторов и глав регионов, но и с учетом межведомственного взаимодействия с участием Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки РФ;
4) реорганизация целевой подготовки медицинских специалистов для последующей работы в субъекте Российской Федерации, целевые договора должны быть составлены таким образом, чтобы выпускники не имели возможности уклониться от их выполнения;
5) реальное содействие в трудоустройстве выпускников: формирование благоприятных условий труда для специалистов, включая систему сопровождения молодых специалистов, реализацию мер социальной поддержки, обеспечение условий для профессионального развития и самореализации;
6) активная целенаправленная работа по повышению престижа медицинской профессии: обеспечить врачам достойную зарплату; предоставление жилья (жилищный сертификат);
7) поиск новых путей привлечения врача в практическое здравоохранение: вернуть распределение для бюджетников
8) внести изменения в государственный образовательный стандарт на выпускных курсах лечебных и педиатрических факультетов с увеличением часов занятий по базовым профильным дисциплинам;
9) ввести реальную субординатуру для более ранней профилизации студентов;
10) расширить систему допусков к практической деятельности в рамках профиля деятельности, подготовить новые редакции порядков оказания медпомощи;
11) повышать конкурентоспособность государственного здравоохранения в сравнении с частным;
12) расширить оказываемые меры социальной поддержки медицинских работников, усовершенствовать систему подготовки медицинских кадров, продлить и расширить программу «Земский доктор»;
13) устранять диспропорции врач: медсестра для интенсификации труда специалистов;
14) подготовить новые штатные нормативы, учитывающие трудозатраты по клиническим рекомендациям;
15) внедрить программы привлечения кадров из других стран.

Автор: Черкасов М.Ф.

← Назад