Глубокоуважаемые коллеги! Полностью соглашаюсь с мнением Михаила Александровича. Давайте ответим на вопрос, что мы теряем. Первое - это воспитание будущего врача. Вспомним анатомички с запахом формалина, трупы на которых препарировали, больницы, клиники, где преподаватели и лекторы нас воспитывали своим поведением, своим отношением к больным и профессии. Было важно все: взгляд, поворот головы, движение руки, одобрение или наоборот замечание и т.д. Мы понимали как это трудно - стать врачом, а тем более врачом хирургической специальности. Но мы видели образцы служения профессии и мы хотели быть похожими на них (на В.И. Стручкова, В.Х.Василенко В.В.Кованова, О.С. Шкроба, С.Я.Долецкого, Н.С.Королеву) и мы жили духом этих людей, а не духом машин и технологий. Второе, что мы теряем - это качество и точность знаний. Нельзя научить медицинскому знанию по экрану, нельзя. Потому что это знание иногда не точное и требует обсуждения, дискуссии или оговорки. Мы же с вами до сих пор не можем правильно лечить аппендицит, а лечим его удалением органа! Вынужденно, но лечим же. И идем по пути западных технологий - всех лапароскопически. А что там потом ждет пациентов, большинству врачей не интересно. Третье что мы теряем - навык думать у постели больного. Предполагаю что большинство студентов обучаются не вставая со своих постелей. Четвертое - это контакт преподавателя и студента, все расслабляются и те и другие. Нельзя расслабляться в нашей профессии если они ее выбрали. Убрали практику в ЦРБ с преподавателями и сейчас никого не загонишь - ЦРБ голые. А видели бы как работают в ЦРБ и сравнили бы жизнь и работу на селе и в городе нужная часть сельскому здравоохранению студентов и осталась. Пятое - это сам факт допущения такого образования в сознание системы подготовки кадров губителен для нас. Мы и так терпим поражение в борьбе с болезнями, и Covid-19 лучшее тому свидетельство, а теперь еще и снижение качества подготовки в том числе и по специальности - организация здравоохранения. Президент России В.В.Путин в послании о повышении продолжительности жизни, а департамент здравоохранения Курской области сокращает хирургические койки по районам в том числе и в Рыльской ЦРБ. Руководят дистанционно, никто по области не ездит, не разбирается, районам не помогают. Понятно, что дистанционное обучение будет в нашей жизни, но представляется что его нужно ограничить рамками - 5-10% и не более. В период СССР (80 годы) в Первом Московском медицинском институте помнится была создана Единая методическая система по которой нас учили, но часть преподавателей к ней относилась критически, водила в конференц-залы показывала нам фотографии великих русских врачей, а затем к больным (терапевт, будущий академик Ю.Н.Беленков). Без больного клинического занятия не было! Коллеги мы живем в очень сложное время, а нас убеждают что врача нужно учить 12-15 лет и дистанционно. Чем это опасно?... Может быть, с позиций кафедры ведущего столичного ВУЗа, студенты которого вероятно продолжают свое медицинское образование за границей и приступают к лечению больных после резедентуры в другой стране это и целесообразно. Но не для России! С Уважением В.Б.Биличенко.
|