Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Медицинское образование в условиях пандемии

22 апреля 2021

  Уважаемые коллеги! Прошел уже более чем год, как мы оказались в условиях пандемии, которая во многом изменила условия нашей жизни, в том числе нам пришлось перейти на дистанционное обучение студентов. Что нам принес этот жизненный опыт? Какова эффективность этого метода? Потеряли мы или выиграли? В чем сильные и слабые стороны «дистанционки»? Предлагаю обсудить на наших страницах эти насущные вопросы. Для затравки дискуссии размещаем анализ опыта коллектива исследователей Кафедры факультетской хирургии №2 ИКМ Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет), возглавляемого профессором А.М.Шулутко

  Скачать материал, в формате .doc

Коссович Михаил Александрович # 23 апреля 2021 в 19:38 +1
Уважаемые коллеги! Актуальная и интересная информация… Как объективно оценить результаты дистанционных образовательных технологий? По уровню полученных знаний и усвоенной информации. Авторы отмечают, что почти 97% респондентов положительно оценили дистанционную форму обучения… То есть все понравилось, но насколько такая форма на самом деле эффективна и методологически правильна в системе медицинского образования – судить сложно. Думаю, что дистанционная форма образования – это глубоко вынужденная мера в период жёстких ограничений передвижения и ничего особо хорошего в ней нет. Заочно учить медицине нельзя! Поэтому вывод о дальнейшем развитии этого метода обучения после завершения пандемии вызывает некоторый скепсис… Возможно это мое субъективное мнение… Но я глубоко убежден, что при возможности любая передача информации, то есть обучение, должна быть очной – лицом к лицу, из рук в руки… Только так можно сохранить медицинские школы и получить полноценные знания. Легко полученные знания в голове не задерживаются. Дистанционное обучение может быть дополнением, но не основой процесса познания. Его эффективно можно применять в системе постдипломного образования, но не при обучении студентов в ВУЗе. С уважением, Коссович М.А.
Биличенко Вячеслав Борисович # 25 апреля 2021 в 13:25 -1
Глубокоуважаемые коллеги! Полностью соглашаюсь с мнением Михаила Александровича. Давайте ответим на вопрос, что мы теряем. Первое - это воспитание будущего врача. Вспомним анатомички с запахом формалина, трупы на которых препарировали, больницы, клиники, где преподаватели и лекторы нас воспитывали своим поведением, своим отношением к больным и профессии. Было важно все: взгляд, поворот головы, движение руки, одобрение или наоборот замечание и т.д. Мы понимали как это трудно - стать врачом, а тем более врачом хирургической специальности. Но мы видели образцы служения профессии и мы хотели быть похожими на них (на В.И. Стручкова, В.Х.Василенко В.В.Кованова, О.С. Шкроба, С.Я.Долецкого, Н.С.Королеву) и мы жили духом этих людей, а не духом машин и технологий. Второе, что мы теряем - это качество и точность знаний. Нельзя научить медицинскому знанию по экрану, нельзя. Потому что это знание иногда не точное и требует обсуждения, дискуссии или оговорки. Мы же с вами до сих пор не можем правильно лечить аппендицит, а лечим его удалением органа! Вынужденно, но лечим же. И идем по пути западных технологий - всех лапароскопически. А что там потом ждет пациентов, большинству врачей не интересно. Третье что мы теряем - навык думать у постели больного. Предполагаю что большинство студентов обучаются не вставая со своих постелей. Четвертое - это контакт преподавателя и студента, все расслабляются и те и другие. Нельзя расслабляться в нашей профессии если они ее выбрали. Убрали практику в ЦРБ с преподавателями и сейчас никого не загонишь - ЦРБ голые. А видели бы как работают в ЦРБ и сравнили бы жизнь и работу на селе и в городе нужная часть сельскому здравоохранению студентов и осталась. Пятое - это сам факт допущения такого образования в сознание системы подготовки кадров губителен для нас. Мы и так терпим поражение в борьбе с болезнями, и Covid-19 лучшее тому свидетельство, а теперь еще и снижение качества подготовки в том числе и по специальности - организация здравоохранения. Президент России В.В.Путин в послании о повышении продолжительности жизни, а департамент здравоохранения Курской области сокращает хирургические койки по районам в том числе и в Рыльской ЦРБ. Руководят дистанционно, никто по области не ездит, не разбирается, районам не помогают. Понятно, что дистанционное обучение будет в нашей жизни, но представляется что его нужно ограничить рамками - 5-10% и не более. В период СССР (80 годы) в Первом Московском медицинском институте помнится была создана Единая методическая система по которой нас учили, но часть преподавателей к ней относилась критически, водила в конференц-залы показывала нам фотографии великих русских врачей, а затем к больным (терапевт, будущий академик Ю.Н.Беленков). Без больного клинического занятия не было! Коллеги мы живем в очень сложное время, а нас убеждают что врача нужно учить 12-15 лет и дистанционно. Чем это опасно?... Может быть, с позиций кафедры ведущего столичного ВУЗа, студенты которого вероятно продолжают свое медицинское образование за границей и приступают к лечению больных после резедентуры в другой стране это и целесообразно. Но не для России! С Уважением В.Б.Биличенко.
Воинов Павел Петрович # 27 апреля 2021 в 07:14 -1
Лучше вернутся и обсудить вечернее медицинское образование для фельдшеров и медсестер России, которые сейчас точно работают по призванию и которым хочется помочь, но ты сам ничего сделать не можешь. Именно на них держится здравоохранение страны и именно в них "золотой фонд" требующий поддержки государства. Всмотритесь в их лица - многие хотят стать врачами. Вспомните как в СССР Второй Московский медицинский институт воспитывал на вечернем отделении для здравоохранения Москвы кадры через адский труд реанимаций и операционных. Дистанционные образование привлекающее своей легкостью можно отдать двоечникам на отработки, коммерческим группам из которых половина не будут работать врачами или зарубежным студентам стремящихся к услугам и стандартам...Мы же сами участвуя в НМО дистанционно видим его недостатки. Что мы запоминаем, что мы как хирурги приобретаем и куда приведет нас эта ТРАЕКТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ? Нужно думать о России и защищать ее интересы. Нас пытаются отвлечь и запутать.
Косухин Петр Михайлович # 5 мая 2021 в 19:19 0
Дистанционно хорошо получится готовить "экспертов" по судебным делам врачей-хирургов и это нас к большому сожалению ждет. Закончат ординатуру и в "эксперты". И снова будем задаваться вопросами: - кто должен оперировать больного, врач прошедших традиционное обучение в анатомических залах, клиниках и операционных или врач прошедших дистанционное обучение в период Covid. Все как в открытом письме профессора М.И.Прудкова " Кто должен проводить судебно-медицинскую экспертизу действий хирурга: ведущий специалист или любой другой, работающий недалеко от комиссии?".
Коссович Михаил Александрович # 6 мая 2021 в 18:35 +1
Дистанционка - это имитация медицинского образования. Одни делают вид, что учат, другие делают вид, что учатся. И всех вроде бы все устраивает... кроме больных, которых потом эти «врачи» будут «лечить». И уже сложно будет имитировать «выздоровление», некоторые могут нарушить правила этой игры в образование и подвести таких «врачей»...
Косухин Петр Михайлович # 10 мая 2021 в 20:25 0
Медицинское образование и пандемия Covid-19 тема безусловно актуальная и авторам нужно сказать за это большое спасибо. Какое оно должно быть - это следующий большой вопрос. Дистанционное медицинское образование - подход НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Представляется, что ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД это прежде всего увеличение финансирования, строительство новых университетских клиник и корпусов, общежитий соответствующих вызовам времени по примеру новых ковидных госпиталей. Предположим, что пандемия это бактериологическая война. А вдруг? И мы как и чему учим тогда студентов в этот период?... Известно, и каждый врач-хирург видит по своему региону, что в ковидных госпиталях заболеваемость и летальность среди медперсонала значительно меньше или равна нулю в сравнении с так называемыми "открытыми клиниками", т.е. со всеми остальными.Их же надо учить в новых условиях и начинать с себя... Вот когда построят новые корпуса, тогда и вернуться ушедшие преподаватели: ассистенты, доценты и профессора, все как в статье профессора М.А. Коссович "Незажженный факел" или (Верните преподавателей в медицинские вузы).
Воинов Павел Петрович # 17 мая 2021 в 16:04 0
Получил рассылку:20 мая состоится бесплатный вебинар на тему:"Как пройти резидентуру и начать работу в США?". О чем и говорили.

← Назад