Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Как подготовить хирурга?

29 сентября 2014

 

Уважаемые коллеги!
Очень хорошо, что Российское Общество Хирургов подняло проблему медицинского образования и, соответственно, положения о клинической больнице. Известно, что в нашей стране лишь немногие медицинские университеты имеют свои собственные клиники, а в основном кафедры расположены на базах – в больницах.  С тех пор, как начались в стране реформы, с тех пор, как министрами здравоохранения стали не врачи, а экономисты, резко ухудшились взаимоотношения между медицинскими ВУЗами и клиническими базами. Доходит до того, что некоторые главные врачи не пускают кафедры в свои больницы или начинают требовать плату за аренду больничных помещений, а министр здравоохранения и соцразвития РФ  Голикова вообще считала, что студентов в медицинских ВУЗах нужно готовить не в больницах, а в учебных помещениях на плакатах и картинках.  Оказывается, наши великие врачи, занимавшиеся, в том числе и подготовкой врачей в клиниках, Мудров, Пирогов, Боткин и многие другие были не правы!
Резко снизилась оплата работы сотрудников медицинских ВУЗов. Если раньше проблемы с педагогическими кадрами не было, -  должности ассистентов и доцентов по конкурсу занимали весьма квалифицированные врачи, то теперь на должность ассистентов вынуждены принимать врачей прямо со студенческой скамьи, или брать врачей-совместителей, что, безусловно, влияет и на качество подготовки студентов и на престиж профессии.
Сейчас, оказывается, не нужен врачу-преподавателю документ о его врачебной квалификации! Абсурд!
Низкая оплата труда врачей хирургов привела к уменьшению количества студентов, желающих посвятить себя этой профессии. И не только хирургов: полученное по программе модернизации здравоохранения оборудование зачастую лежит на складах потому, что на нём некому работать.
Всё  это заставило меня ещё в 2011 году обратиться с письмом к  Ректору ГОУ ВПО «НижГМА» профессору Б.Е. Шахову, Президенту ГОУ ВПО «НижГМА», представителю Минздравсоцразвития РФ в ПФО чл.- корреспонденту РАМН профессору В.В. Шкарину, Председателю комитета по социальным вопросам ОЗС Нижнего Новгорода В.М.Лазареву:
 
Как готовить хирургов?
Я, профессор хирургии, Кукош Михаил Валентинович, на протяжении 40 лет занимаюсь подготовкой хирургов в Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) сначала на кафедре хирургии факультета усовершенствования врачей в должности ассистента, доцента, а сейчас заведуя кафедрой факультетской хирургии.
Молодые хирурги учатся хирургии, участвуя в операциях, помогая старшим коллегам сначала в качестве второго, потом первого ассистента, а затем выполняя самостоятельно оперативные вмешательства при ассистенции более опытного хирурга. Так было всегда, по крайней мере, на протяжении последних 300 лет, с момента открытия по Указу Петра Великого, изданному 25 мая 1706 г., в Москве первой больницы (1707 год) и при ней медико-хирургической школы.
В последнее время, в «эпоху перемен», значительно снизилось количество студентов, желающих стать хирургами, во многом благодаря большой ответственности и низкой зарплате
Переход на новую форму оплаты труда врачей-хирургов повлечёт за собой ряд довольно серьёзных вопросов. В частности, так называемая «стимулирующая» составляющая заработной платы врачей, сотрудников больниц, предполагающая увеличение её в зависимости от количества выполненных операций, приведёт к тому, что сотрудники медицинской академии, не состоящие в штате больниц, но которые  занимаются подготовкой хирургов, в том числе и на факультетах повышения квалификации врачей, будут лишены возможности хирургической деятельности. В настоящее время только в клинике факультетской хирургии НижГМА, расположенной на базе Городской клинической больницы №7 сотрудниками НижГМА, не состоящими в штате больницы, выполняется до 30% всех хирургических операций, а профессором выполняются наиболее сложные операции у наиболее тяжелых больных (бесплатно) с участием молодых врачей-хирургов как из штата больницы, так и проходящих обучение в медицинской академии (интерны, клинические ординаторы, аспиранты). 
Считаю нецелесообразным и даже вредным введение в стимулирующую надбавку коэффициента за количество выполненных операций и весьма необходимым введение коэффициента за применение современных диагностических и лечебных технологий, снижение количества послеоперационных осложнений и летальности.
С.С.Юдин, известный профессор-хирург, корифей отечественной медицины писал: «…в отдельные периоды работы хирурга может или баловать удача,… или, наоборот, могут быть периоды, когда счастье отходит и фатально «не везёт». Надо уметь вовремя сократиться и переждать». Переждать, не оперировать какое-то время, чтобы осмыслить причины своих неудач. Как можно «сократиться и переждать», если зарплата врача-хирурга будет зависеть от количества выполненных операций?
На мой взгляд, взаимодействие НижГМА как федерального учреждения с муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, на базе которых расположены клинические кафедры академии, требует законодательного урегулирования на уровне субъекта РФ. Данный вопрос приобретает особенно высокую актуальность в связи с введением новой формы оплаты труда работников бюджетной сферы.
 
Ни от одного из адресатов никакого ответа я не получил.
На конференции хирургов в Ростове на Дону одним из программных вопросов был преподавание хирургии. С этим письмом я выступил перед собравшимися хирургами, получил всеобщее одобрение и пожелание отправить его президенту РФ. Электронная копия письма была отправлена на сайт президенту РФ. Довольно быстро я получил ответ, что моё письмо получено и отправлено в МЗ. Из министерства я получил пухлый конверт, который я с нетерпением вскрыл. К моему удивлению в конверте находился каталог медицинской литературы без всякого сопроводительного письма: - «Профессор, мол, читай свои книжки! И не лезь никуда».
Поэтому сейчас у меня одна надежда на широкое обсуждение этих вопросов хирургами, членами РОХ. Может быть, что-то и изменится к лучшему!
Мы, т.е. врачи больниц, преподаватели медицинских ВУЗов и наше министерство занимаемся одним делом: лечим больных, разрабатываем новые лечено-диагностические методы и готовим врачей, нашу смену. И в этом должны быть заинтересованы как наш учредитель - министерство, так и больницы и ВУЗы. Поэтому для эффективной работы должен составляться трёхсторонний договор на безвозмездной основе с законной возможностью работы в больницах сотрудникам ВУЗов и соответствующей оплатой их труда.
 
Заведующий кафедрой факультетской хирургии Нижегородской государственной медицинской академии,
Член Международной Ассоциации хирургов,
Главный хирург Приволжского федерального округа,
Председатель Нижегородского отделения РОХ,
Эксперт аттестационной комиссии хирургов ПФО,
Доктор медицинских наук, профессор                                                       М.В. КУКОШ
 
                                                            

 

Марков Сергей Владимирович # 30 сентября 2014 в 13:37 +3
Все абсолютно верно. Но, проблема не только в воспитании хирурга, а намного шире. Образование врача любой специальности. Мало того, что престиж профессии упал до уровня плинтуса, так и еще за бумагами практически не видно пациента. Больше пишем, чем лечим. Прием в медицинский вуз должен быть как раньше: по уровню знаний и по желанию. кроме экзаменов, должно быть и собеседование. И никакого платного обучения на врача. лучше меньше, да лучше.
Шазамов Роман Раисович # 17 марта 2016 в 23:47 0
полностью согласен с коментарием. Порой, даже когда на практику приходят студенты, из-за количества оформляемых документов нет времени донести до них хоть какую то информацию. Процесс обучения в клиниках происходит "на бегу". Отсюда и низкий уровень знаний молодых специалистов.
Анатолий Афанасьевич Баулин # 30 сентября 2014 в 21:28 0
Дорогой Михаил Валентинович! Как понятна Ваша боль! Но это только маленькая часть общей разрухи в стране под мишурой вывесок, пустыми лозунгами и восхвалениями. Всё дело в системном сбое в целом в России. Всё положительное решительно разрушается, а всякая плесень расползается. Не сможем мы эффективно готовить специалистов, и не спасутся наши пациенты в израилях и германиях. Читая "посты" в Интернете, я диву даюсь: СКОЛЬКО ТОЛКОВЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ у нас, и так нас всех растолкали по углам. А что с подготовкой молодых учёных сделали?!... Сильнее ленинской фразы не подберёшь: "формально правильно, а по сути - дерьмо".
Курилов Вадим Александрович # 30 сентября 2014 в 22:00 0
Абсолютно согласен! Введение этой системы может повлечь за собой подобные спекуляции и в структуре самого хирургического отделения, когда заведующий и его приближенные будут оперировать всё, а молодые хирурги могут остаться без работы и не смогут расти профессионально лишь из-за финансовых нюансов! Всё это повлечет за собой только постоянные распри между докторами, сотрудниками кафедр, ничего хорошего в наших реалиях не выйдет.
Юрий Викторович # 30 сентября 2014 в 22:44 0
А где так готовят хирургов ? Чаще всего подготовка теоретическая. На клинических базах ординаторы и интерны занимаются в основном написанием историй болезни, перевязками, на операциях только крючки и зашивать кожу. Врачи объясняют это так - "да ну, еще испортишь моего пациента", или "пусть тебя на кафедре учат, а это больница, тут живые люди, иди научись где-нибудь сперва".
Шазамов Роман Раисович # 17 марта 2016 в 23:49 0
в нашей клинике ординаторам, которые стремятся активно помогают. Если ординатор хорошо проявляет себя как специалист, то под присмотром опытного врача могут и какие то операции доверить. Так что думаю, все дело в коллективе.
Русинов Владимир Михайлович # 1 октября 2014 в 06:05 0
Согласен с каждым словом Михаила Валентиновича. Неурегулированность статуса хирурга - преподавателя в системе здравоохранения, сознательное снижение зарплаты его почти в два раза меньше, чем у хирургов, да еще и фактическое отчуждение его от обязанностей лечащего врача на правовой основе - это вероятно конечная цель: окончательно разрушить кадровую подготовку стратегически важной специальности хирургии. Хирургия - специальность военная. А , посмотрите сейчас самая непрестижная специальность. В советские времена негласно в мединституты принимали примерно 50 процентов мужчин, а сейчас в группах из 10 человек - 1-2 парня. Более половины выпускников уже через 3-5 лет не работают врачами. Преподаватель - хирург всегда личным примером учил хирургии, это лучший из лучших хирургов. А сейчас Минздрав уже около 20 лет не желает решить вопрос о Положении о клинической больнице, о статусе лечащего врача- преподавателей из Федеральных учреждений, работающих на базах субъектов и муниципалитетов. Что за преподаватели будут, например хирургии, если эти вчерашние студенты, которые пришли работать на кафедру за мизерную зарплату , еще и отстраненные от лечебной деятельности ( ведь стаж хирурга им сейчас не идет, я уж не говорю о льготном стаже хирурга), по существующим законам они не сотрудники больниц, значит оперировать они не имеют права, лечащими врачами, чтобы стать клиницистами они тоже не могут быть. Главврачи вынуждены принимать их хотя бы на четверть ставки совмещать, но как правило эти люди делают самую сложную работу - самые сложные операции это и есть преподаватели хирургии . Но на всех уровнях существует дискриминация преподавателей хирургов ( и других специалистов - клинических специальностей): гораздо более низкая зарплата, не идет льготный пенсионный стаж, не идет вообще лечебный стаж и каждый раз возникают проблемы при аттестации на категорию. Поэтому многие преподаватели и не имеют и не подтверждают квалификационные категории. Стыдоба - доценты, да и новоиспеченные профессора теперешние - преподаватели и без категории - а молодежь в таких условиях и не стремится приобретать квалификационную категорию, а самое главное не сможет стать лучшим из лучших. Потому что в вузах никого не волнует - какой ты специалист по той специальности, которой ты обучаешь студентов и , особенно врачей на ФУВах. Фактически молодежи нет смысла становиться лучшими из лучших, проще перейти работать в лечебные муниципальные учреждения. Подорваны основы подготовки преподавательского состава - продумано прямо в "корень". Не мудрено уважаемый профессор, что минздрав Вам вместо ответа - макулатуру прислал: читайте нас и слушайте. Сейчас вот вместе с министерством образования и науки они окончательно введут чуждую нам систему образования на основе " кредитов" Вот уж действительно нужно включить в санкции от ЕС и США и сделать полностью министерство образования и здравоохранения - невыездным, чтобы глупостей оттуда в Россию не привозили, а лечиться заобезать только в российских муниципальных больницах, может тогда бредить " кредитами" перестанут
Каминский Максим # 1 октября 2014 в 09:20 0
Думаю трехсторонние договоры и борьба с коэффициентами мало повлияет на ситуацию. Ежегодно строятся крупные медицинские центры (перинатальные, кардиохирургические, онкологические и т.д.). Значит деньги есть. Оптимально - построить при каждом (а их не так уж и много) медицинском университете (либо на 2-3 университета при нахождении в одном городе) многопрофильной чисто университетской клиники, где будут работать в качестве старшего медперсонала отделений только университетские сотрудники. Обычной клиники, без замахов на высокоспециализированную помощь, а с направленностью на обучение именно общему профилю (общехирургические, общетерапевтические отделения). Финансирование - федеральное, обязательство ведения активной научной деятельности. Возможна ориентировка на социально незащищенные слои населения.
Терехин Алексей Алексеевич # 1 октября 2014 в 10:21 0
Уважаемый Михаил Валентинович, очень благодарен Вам за эту статью! Проблемы затронутые Вами очень актуальны повсеместно. Я еще восемь лет назад после окончания аспирантуры отказался от должности ассистента известной и уважаемой хирургической кафедры по соображениям, которые Вы описываете в своей статье. Сотрудник хирургической кафедры формально на клинической базе никто, какая-либо дурь администрации и ассистент полностью лишается клинической работы, операций, средств к существованию, зарплату платит институт, а это копейки. Прошло восемь лет, смотрю, а все без изменений. Стимулирующая система оплаты, которую внедряют сейчас, мне нравится, если хирург делает пять операций в день, то он должен получать в семь раз больше хирурга, который делает те же пять операций, но в неделю. Единственное, что бы я подправил в этой системе – пусть ассистент получает за операцию чуть больше оперирующего хирурга, тогда у опытных хирургов появится реальный стимул учить молодых. Хочу отметить, что реформы, проводимые нашими чиновниками в системе оплаты хирургов, меня совершенно и абсолютно никак не волнуют. За 12 лет работы в хирургии я привык надеяться только на себя, а лозунги чиновников, мол, что чем больше хирург будет оперировать, тем больше у него будет зарплата, напоминают мне вязанку сена, которую крепят в небольшом расстоянии перед глазами осла, чтобы он бежал быстрее)))
Сергей # 1 октября 2014 в 20:07 0
Доброго времени суток. А у нас в городе, честно сказать хирургический профессорско-преподавательский состав в 90% случаев дискредитировал себя. Оперирующих преподавателей можно перечислить по пальцам одной руки. В свое время после обучения в универе, попал в интернатуру в обычную хирургическую больницу. И до сих пор благодарю своих учителей и Бога что так случилось. Остался бы на кафедре, попал бы в касту болтунов и писателей, ну и научили бы красочно рассказывать о аппендэктомии. К нам на базу приходят тоже с различных кафедр хирурги - преподаватели,и что мы видим, чаще они напрочь оторваны от практического здравоохранения, абсолютно архаичны или зашорены во взглядах и не имеют того практического опыта который должен быть. несколько раз обращались к ним за помощью, привлекали в консилиумы что бы буквами д.м.н. или к.м.н. усилить так сказать эффект. Но... только отягощали себе работу. Абсолютная оторванность от реалий больниц и пациентов, рекомендовали однажды такое лекарство, что как потом оказалось его в России пока еще и нет. Так что вскоре это сошло на нет. Да и давайте будем честны друг к другу коллеги. Самим сотрудникам кафедр, обычные поточные экстренные операции нафиг (извините) не нужны, ибо аппендиксы, желчные гнилые пузыри и перитониты им не очень интересны. Они чаще всего уже сели в платные кабинеты и там торгуют своими дмн и кмн. консультирую больных с ВБВ, с поверхностными образованиями кожи и ПКК, ну и в косметологических заведениям омывают лица платным пациентам. Те кто искренен в желании остаться хирургом, нередко все таки им становится и то что он кафедральный сотрудник а не больничный персонал ему это не мешает. В конце концов пусть берут молодежь ночные дежурства и вперед. И поверьте ночью то уж точно никто не отнимет операцию. Как сказали на одной из конференций главный хирург Москвы, хирурги рождаются ночью.
Сергей # 1 октября 2014 в 22:19 +1
И еще по поводу фразы "введение коэффициента за применение современных диагностических и лечебных технологий, снижение количества послеоперационных осложнений и летальности." Да в каком же это городе РФ все больницы одинаково оснащены чтоб получать этот коэффициент равноценно?. Опять будет перекос в сторону областных больниц и республиканских центров который существует уже сейчас. При этом даже по годовым отчетам количество оказанной врачебной помощи и выполняемых операций больше в скоропомощьных стационарах а во многих из них до оснащенности так далеко как до отмены санкций))). Т.е получается что одни хирурги "чаще из элитных стационаров" будут "голубые" желчные пузыри удалять а другие пациентов с панкреонекрозами в стадии осложнений выхаживать. Ну и где будет выше летальность? А может быть начать не с навязывания очередных перемен нашим многострадальным ГБУЗам в которых сотрудники и так всем обязаны, а сотрудникам кафедр начать с того чтобы изменить отношение к коллективу больниц? И возможно в уважительном отношении друг другу, родится то что позволит вывести нашу хирургию на новый уровень. Прошу прощения за возможное проявление эмоций.
Завьялкин Владислав Александрович # 1 октября 2014 в 22:53 0
Глубокоуважаемый Михаил Валентинович,я полностью с Вами согласен!!! К сожалению мы, кафедральные сотрудники, с нашими ассистентскими, доцентскими, и профессорскими зарплатами, которые можно сравнить с зарплатами санитарок и медсестер, конечно совершенно не должны быть заинтересованны в воспитании наших будущих коллег! Что нас может подвигать на это, наверное только воспитание Нас Нашими Учителями! Какая то, ответственность за будущее нашей специальности, которую вложили нам Учителя! Большинство из нас конечно дежурит, или еще каким либо образом занимается лечебной деятельностью! Но как бы там не было, мы преподавая специальность хирургия, не имеем право не быть хирургами! Это мое мнение! Два года назад, на конкурсе замещения вакантной должности доцента, мне задал вопрос, и очень долго его обсуждал председатель конкурсной комиссии- зачем я веду больных, и оперирую в дневное время, когда я не дежурю и юридически не являюсь врачом, я ответил, что думаю- что нельзя преподавать хирургию,не умея при это оперировать, и не быть хирургом! Спасибо моим Старшим коллегам которые за меня заступились в тот момент! Все это юридическая сторона дела, для самих преподавателей-хирургов которые до сих пор ведут и оперируют больных, но при этом, ни чего не получают, конечно обидно! Конечно должен быть какой-то юридически правильно оформленный договор с больницей! Возможно клинические кафедры должны быть включены в понятие, что есть название Клиническая больница! Может быть здесь решение..
Пилькевич Дмитрий Николаевич # 2 октября 2014 в 07:18 0
Я врач практической медицины, более 20 лет, дорос до администратора, но немного совмещал и ассистентом. Проблема поднятая Михаилом Валентиновичем в России на данный момент громадная. Коллеги правильно говорят о том, что с одной стороны часто между администрацией больниц и кафедрами происходит конфликт, даже доходящий до разрыва отношений и ухода кафедры, с другой стороны на клинических кафедрах, что греха таить, сейчас много молодежи, которые как говорится пороху не нюхали и в операционную не торопятся. Мне кажется, что идея с универсиеттскими клиниками, как в Европе, неплоха, но когда это забаработает в полную силу. Это сколько надо построить современных больниц, и между прочим не ЦРБ. А финансирование? Федеральное?. Но ведь сейчас будет одноканальное финансирование по ОМС. а маршрутизация больных? Все мы знаем как сечас неодинаково финансируются федеральные НИИ и центры. Все не так просто. И будут без сомнения проблемы на местах. Поутому должны быть клинические больницы. Надежная хорошая система, позволяюая на местах, а не в Москве и Питере, ковать профессиональные кадры. А на счет ассистентов, мне думается, было бы не плохо законодательно закрепить такой момент - брать на кафедры врачей не младше 1 категории, и все вопросы автоматически отпадают. Сначала клинический опыт - потом учи студентов, а тем более врачей.
Багдасаров Валерий # 5 октября 2014 в 10:39 0
Главные врачи городских больниц превратились в местечковые князья. Для того, чтобы не зависеть от них, необходимо строить университетские клиники, где будут учебные комнаты, где можно будет возможность полноценно учить студентов, учить молодых хирургов. Сегодня кафедральные хирурги отличаются от городских тем , что нас ( кафедральных ) в Минздраве не считают хирургами_ мы у них преподаватели! А кто разрабатывает , и внедряет новые исследования и методики операции.? Кто учит городских хирургов оперировать?К кому они обращаются за практической помощью?
Андрей # 6 октября 2014 в 00:25 +1
Здравствуйте. "Молодые хирурги учатся хирургии, участвуя в операциях, помогая старшим коллегам сначала в качестве второго, потом первого ассистента, а затем выполняя самостоятельно оперативные вмешательства при ассистенции более опытного хирурга. Так было всегда, по крайней мере, на протяжении последних 300 лет..." А на деле очень редко заходит дальше первого ассистента, касательно абдоминальной хирургии. Желания у кафедральных сотрудников желания учить практике интернов и ординаторов нет, только желание загрузить бумагами. Считаю что необходимо создать систему контроля качества обучения в интернатуре и ординатуре, суть которой будет заключаться в оценке преподавателей молодыми хирургами. Отсутствие желания обучать (собственно суть работы кафедральных работников) должно отражаться на их зарплате, иначе зачем такие учителя ? Встречаются прекрасные хирурги на базах кафедры (гор.больницы)которые за месяц обучают лучше чем в университете за год, это должно быть вознаграждено не только молодым хирургом но и государством. Уверен, финансовая стимуляция обучения отразится на качестве обучения. Если на этот вопрос не обращать внимание, то с каждым годом людей с сертификатом хирурга занимающихся диагностикой, фарм-бизнесом будет больше и больше. Интерны выпускаются, а оперировать не умеют. Спасибо за внимание.
Евгений # 6 октября 2014 в 17:29 0
Уважаемые коллеги, полностью с вами согласен, что медицинское образование в нашей стране стало более, чем формальным, я конечно конечно новичок в хирургии и только-только делаю свои первые шаги, но уже сейчас сталкиваюсь с большим количеством проблем, которые не только не способствуют освоению профессии, а наоборот, активно препятствуют этому. Так, например, завалы "бумажек", вместо которых интерны и ординаторы могли бы больше времени уделять пациентам и изучению литературы, или отсутствие помещений для отдыха во время ночных дежурств,(речь идет о помещениях для интернов, которые, по словам старших коллег раньше были в больницах) чтобы не сидеть на лавочке в "приёмнике" в ожидании пациентов и многое другое. В общем, было бы неплохо, если наше министерство услышало нас и что-то предприняло для решения данных проблем.
Евгений Юрьевич # 11 октября 2014 в 09:58 0
Много лет отработал в ВУЗе ассистентом, потом доцентом, после защиты докторской - уже 10 лет заведую хирургическим отделением регионального уровня. Во многом понимая и соглашаясь с обозначенными уважаемым Михаилом Валентиновичем проблемами, в практической работе - всячески обеспечиваю и стимулирую непосредственное исполнение вмешательств интернами и клиническими ординаторами, с ассистенцией опытных врачей... Постоянно отмечаю и значительно ухудшившийся уровень практической подготовки вчерашних студентов и низкий уровень их мотивации в освоении профессии - это следствие как общей деградации медицинской школы в России, так и политики тщательного разобщения высшего медицинского образования с практическим здравоохранением, происходившего в последнее десятилетие... Однако, с точки зрения предложений уважаемого Михаила Валентиновича, не могу сказать, что они стройны и системны. Нам опять предлагается искать, метаться и изобретать собственный российский "велосипед" в медицинском образовании. Между тем, Россия традиционно была последовательницей германской и швейцарской медицинских школ - и нет смысла нарушать традицию. Надо просто настойчиво предлагать, требовать и принимать вполне эффективную систему, работающую сегодня, к примеру, в ФРГ, где основой деятельности кафедр мед. университетов является именно лечебный процесс, дополненный обязательными учебным и научным. При этом разделение кадровых профилей, практически, отсутствует. Правда, это, несомненно, приведет к сокращению большей части кафедр ФУВов и ФПК, и к значительному повышению требований к хирургической квалификации, и обязательной возрастной дехабилитации преподавателей оставшихся кафедр - то есть - к РЕАЛЬНОЙ реформе высшей медицинской школы, ибо в сегодняшнем виде - многие кафедры и их сотрудники на своих базах, мягко говоря - без всякой надобности для выживающего в тисках экономических реформ ЛПУ... Пока же - большинство уважаемых коллег понимает, что существующее положение вещей порочно и нетерпимо, но и явно назревшая необходимость - страшит неизбежными последствиями...
Орешкин Андрей Юлианович # 11 октября 2014 в 18:17 0
А мне вот интересно. А вот даже людям заинтересовавшимися проблемами обучения хирургии, и практическим врачам и сотрудникам вузов, С ФИО или просто по имени, для солидности видимо, но болеющих душой за будущее нашей хирургии и пишущих здесь об этом ... им трудно, или некогда, или не считают нужным вступить, стать членами РОХ ??
Винокуров Михаил Михайлович # 15 октября 2014 в 04:54 0
Мне кажется, всем преподавалям ВУЗов, включая профессоров и доцентов, клиническая больница должна доплачивать по полной ставке врача-хирурга для ассистентов и доцентов, ставку заведующего хирург/отделения для профессора, и плюс за все операции, которые они выполняют, тоже должны идти все доплаты как и больничным хирургам.
Евгений # 16 октября 2014 в 06:29 +1
В данной статье виден только плачь кафедрального работника по поводу оплаты его труда, а забота о подготовке кадров так между прочим. Любой хирург также плачет о своей низкой оплате труда, но тем не менее идет и выполняет с честью и доблестью свою трудную работу. Для подготовки молодых хирургов подходит не каждый кафедральный работник, нужен выделенный специалист, который все свое рабочее время посвящает этому, берет студента на операцию, учит, помогает ассистируя. В нашей стране всякий "кафедрал" завален другой работой, а подготовку перекладывает на плечи обычных врачей, а оно нам надо? Как правило работник кафедры не обладает нужным опытом проведения оперативных пособий, теоретически такой "преподаватель" бывает даже очень подкован, но практическая работа стремится к нулю. Очень много стало "преподавателей", а нам нужны учителя.
Павлов Юрий Икарович # 21 октября 2014 в 10:45 0
Глубокоуважаемые коллеги! Проблема взаимоотношений клинических кафедр (ВУЗа) и ЛПУ очень многогранна. Я не буду перечислять аргументы и факты, приведенные в письмах, представленных на этом форуме, и мне, как хирургу с 40-летним стажем, близко знакомым. Остановлюсь лишь на проблеме оплаты работы преподавателей- клиницистов. В настоящее время, как известно, они выполняют лечебную работу, не являясь штатными врачами ЛПУ. Юридически эта ситуация является нонсенсом, об экономической стороне ситуации тоже много сказано. Я предлагаю попытаться решить ситуацию, путем применения технологии аутстаффинга. Это понятие произошло от английского outstaffing — «внештатный». Сущность механизма заключается в следующем: часть ставок компании-заказчика (ЛПУ) выводится за штат и оформляется в компании-исполнителе (аутстаффер-ВУЗ) с последующим предоставлением услуг от имени аутстаффера за вознаграждение. При этом сотрудники ВУЗа продолжают находиться и работать на прежнем рабочем месте и выполнять те же функции (образовательные и клинические), но работодателем по клиничесим услугам для них становится компания-заказчик (ЛПУ). У прежнего работодателя (ВУЗ) сотрудники трудятся по договору возмездного оказания образовательных услуг. При этом выделенные больницей для преподавателей-клиницистов ставки передаются организации-исполнителю (ВУЗу). Таким образом, аутстаффинг отличается от аутсорсинга отношением заказчика услуг к персоналу, выполняющему работу. В отличие от аутсорсинга по договору аутстаффинга компания-аутстаффер (ВУЗ) предоставляет компании-заказчику (ЛПУ) специалистов требуемой квалификации для выполнения работ. Таким образом, аутстаффер (ВУЗ) не принимает на себя никаких обязательств по оказанию услуг заказчику, кроме обязанностей по предоставлению персонала. Кроме этого, аутстаффер (ВУЗ) не несёт никакой ответственности за результат работ, выполняемых предоставленным персоналом. Наиболее запутанным при данном виде договора представляется вопрос отношений, возникающих между предоставленным персоналом и организацией-заказчиком. Трудовых отношений здесь нет, так как в соответствии с ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают только при наличии трудового договора. Заказчик также не оплачивает труд персонала — эта обязанность ложится на плечи компании-аутстаффера как работодателя. По договору возмездного оказания услуг аутстаффер обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а тот обязуется их оплатить. Обязательное условие договора — это предоставление заказчику квалифицированного персонала, при этом зафиксированная в договоре сумма вознаграждения не зависит от объёма и качества выполняемых этим персоналом работ. Кроме всего прочего, компания-заказчик должна издать внутренний приказ о необходимости привлечения квалифицированного персонала со стороны. Такая схема, на мой взгляд, может быть реализована на уровне муниципалитета (поскольку он является собственником ЛПУ), что значительно облегчает уровень различного рода согласований. С уважением, Юрий Икарович Павлов – д.м.н., профессор, зав. кафедрой сестринского дела, ухода за больными и менеджмента Южно-Уральского государственного медицинского университета, Челябинск
Егор Павлович # 12 января 2016 в 23:17 0
Добрый день, глубокоуважаемые коллеги! Судя по датам комментариев, и их количеству эта тема не очень занимает хирургов России. Интересно было бы прочитать что думают по этому поводу корифеи отечественной медицины, чье мнение по этому вопросу, на мой взгляд, имеет значительный вес. Хотя, возможно, их все и устраивает...

← Назад