Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
войтиЗабыли пароль?

Как подготовить хирурга?

29 сентября 2014

 

Уважаемые коллеги!
Очень хорошо, что Российское Общество Хирургов подняло проблему медицинского образования и, соответственно, положения о клинической больнице. Известно, что в нашей стране лишь немногие медицинские университеты имеют свои собственные клиники, а в основном кафедры расположены на базах – в больницах.  С тех пор, как начались в стране реформы, с тех пор, как министрами здравоохранения стали не врачи, а экономисты, резко ухудшились взаимоотношения между медицинскими ВУЗами и клиническими базами. Доходит до того, что некоторые главные врачи не пускают кафедры в свои больницы или начинают требовать плату за аренду больничных помещений, а министр здравоохранения и соцразвития РФ  Голикова вообще считала, что студентов в медицинских ВУЗах нужно готовить не в больницах, а в учебных помещениях на плакатах и картинках.  Оказывается, наши великие врачи, занимавшиеся, в том числе и подготовкой врачей в клиниках, Мудров, Пирогов, Боткин и многие другие были не правы!
Резко снизилась оплата работы сотрудников медицинских ВУЗов. Если раньше проблемы с педагогическими кадрами не было, -  должности ассистентов и доцентов по конкурсу занимали весьма квалифицированные врачи, то теперь на должность ассистентов вынуждены принимать врачей прямо со студенческой скамьи, или брать врачей-совместителей, что, безусловно, влияет и на качество подготовки студентов и на престиж профессии.
Сейчас, оказывается, не нужен врачу-преподавателю документ о его врачебной квалификации! Абсурд!
Низкая оплата труда врачей хирургов привела к уменьшению количества студентов, желающих посвятить себя этой профессии. И не только хирургов: полученное по программе модернизации здравоохранения оборудование зачастую лежит на складах потому, что на нём некому работать.
Всё  это заставило меня ещё в 2011 году обратиться с письмом к  Ректору ГОУ ВПО «НижГМА» профессору Б.Е. Шахову, Президенту ГОУ ВПО «НижГМА», представителю Минздравсоцразвития РФ в ПФО чл.- корреспонденту РАМН профессору В.В. Шкарину, Председателю комитета по социальным вопросам ОЗС Нижнего Новгорода В.М.Лазареву:
 
Как готовить хирургов?
Я, профессор хирургии, Кукош Михаил Валентинович, на протяжении 40 лет занимаюсь подготовкой хирургов в Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) сначала на кафедре хирургии факультета усовершенствования врачей в должности ассистента, доцента, а сейчас заведуя кафедрой факультетской хирургии.
Молодые хирурги учатся хирургии, участвуя в операциях, помогая старшим коллегам сначала в качестве второго, потом первого ассистента, а затем выполняя самостоятельно оперативные вмешательства при ассистенции более опытного хирурга. Так было всегда, по крайней мере, на протяжении последних 300 лет, с момента открытия по Указу Петра Великого, изданному 25 мая 1706 г., в Москве первой больницы (1707 год) и при ней медико-хирургической школы.
В последнее время, в «эпоху перемен», значительно снизилось количество студентов, желающих стать хирургами, во многом благодаря большой ответственности и низкой зарплате
Переход на новую форму оплаты труда врачей-хирургов повлечёт за собой ряд довольно серьёзных вопросов. В частности, так называемая «стимулирующая» составляющая заработной платы врачей, сотрудников больниц, предполагающая увеличение её в зависимости от количества выполненных операций, приведёт к тому, что сотрудники медицинской академии, не состоящие в штате больниц, но которые  занимаются подготовкой хирургов, в том числе и на факультетах повышения квалификации врачей, будут лишены возможности хирургической деятельности. В настоящее время только в клинике факультетской хирургии НижГМА, расположенной на базе Городской клинической больницы №7 сотрудниками НижГМА, не состоящими в штате больницы, выполняется до 30% всех хирургических операций, а профессором выполняются наиболее сложные операции у наиболее тяжелых больных (бесплатно) с участием молодых врачей-хирургов как из штата больницы, так и проходящих обучение в медицинской академии (интерны, клинические ординаторы, аспиранты). 
Считаю нецелесообразным и даже вредным введение в стимулирующую надбавку коэффициента за количество выполненных операций и весьма необходимым введение коэффициента за применение современных диагностических и лечебных технологий, снижение количества послеоперационных осложнений и летальности.
С.С.Юдин, известный профессор-хирург, корифей отечественной медицины писал: «…в отдельные периоды работы хирурга может или баловать удача,… или, наоборот, могут быть периоды, когда счастье отходит и фатально «не везёт». Надо уметь вовремя сократиться и переждать». Переждать, не оперировать какое-то время, чтобы осмыслить причины своих неудач. Как можно «сократиться и переждать», если зарплата врача-хирурга будет зависеть от количества выполненных операций?
На мой взгляд, взаимодействие НижГМА как федерального учреждения с муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, на базе которых расположены клинические кафедры академии, требует законодательного урегулирования на уровне субъекта РФ. Данный вопрос приобретает особенно высокую актуальность в связи с введением новой формы оплаты труда работников бюджетной сферы.
 
Ни от одного из адресатов никакого ответа я не получил.
На конференции хирургов в Ростове на Дону одним из программных вопросов был преподавание хирургии. С этим письмом я выступил перед собравшимися хирургами, получил всеобщее одобрение и пожелание отправить его президенту РФ. Электронная копия письма была отправлена на сайт президенту РФ. Довольно быстро я получил ответ, что моё письмо получено и отправлено в МЗ. Из министерства я получил пухлый конверт, который я с нетерпением вскрыл. К моему удивлению в конверте находился каталог медицинской литературы без всякого сопроводительного письма: - «Профессор, мол, читай свои книжки! И не лезь никуда».
Поэтому сейчас у меня одна надежда на широкое обсуждение этих вопросов хирургами, членами РОХ. Может быть, что-то и изменится к лучшему!
Мы, т.е. врачи больниц, преподаватели медицинских ВУЗов и наше министерство занимаемся одним делом: лечим больных, разрабатываем новые лечено-диагностические методы и готовим врачей, нашу смену. И в этом должны быть заинтересованы как наш учредитель - министерство, так и больницы и ВУЗы. Поэтому для эффективной работы должен составляться трёхсторонний договор на безвозмездной основе с законной возможностью работы в больницах сотрудникам ВУЗов и соответствующей оплатой их труда.
 
Заведующий кафедрой факультетской хирургии Нижегородской государственной медицинской академии,
Член Международной Ассоциации хирургов,
Главный хирург Приволжского федерального округа,
Председатель Нижегородского отделения РОХ,
Эксперт аттестационной комиссии хирургов ПФО,
Доктор медицинских наук, профессор                                                       М.В. КУКОШ
 
                                                            

 

← Назад