Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
войтиЗабыли пароль?

Главный хирург Архангельской обл. "Концепция развития хирургической помощи в области до 2020 года"

17 октября 2016

  

 
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА[1]
 
Введение
Одной из задач государственной программы «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 – 2020 годы)» является гарантированное обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью на основе стандартов и порядков ее оказания.
Достижение цели включает в себя реформирование системы здравоохранения региона с приведением мощности и структуры сети медицинских организаций в соответствие с потребностями населения и с учетом территориальных особенностей Архангельской области, создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи, совершенствование технологий оказания диагностической и лечебной помощи населению.
 
I.                   Основные нормативно – правовые документы
1)           Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
2)           Порядки и стандарты оказания медицинской помощи больным хирургического профиля, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации;
3)            Закон Архангельской области от 18 марта 2013 года № 629-38-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан»;
4)            Программа модернизации здравоохранения на 2011 – 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 марта 2011 года № 78-пп;
5)            Государственная программа Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 462-пп;
6)            Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на соответствующий год и плановые периоды, утверждаемая ежегодно постановлением Правительства Архангельской области;
7)            Распоряжение Правительства Архангельской области от 13 марта 2013 года № 59-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Архангельской области».
 
II.           Состояние хирургической помощи в Архангельской области
В Архангельской области хирургическая помощь населению оказывается в 40 медицинских организациях, в том числе в 29 стационарах и 11 поликлиниках, а также в двух учреждениях здравоохранения, подведомственных Федеральному медико–биологическому агентству. Из общего числа хирургических стационаров 6 (20,7%) находятся в областном центре, 6 учреждений здравоохранения (20,7%), занимающихся хирургической практикой, являются городскими больницами и 17 (58,6%) хирургических отделений находятся в центральных районных больницах.
По состоянию на 31 января 2012 года общее число коек хирургического профиля для взрослых и детей составляло 1938, в том числе в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения - 1909, обеспеченность койками хирургического профиля - 16,3 на 10 000 населения (РФ – 16,2 на 10 000 населения), средняя занятость койки - 331 день в году. Структура коечного фонда отражает направления деятельности хирургической службы области и представлена следующим образом: хирургические койки – 812, травматологические – 328, гнойные хирургические – 220, урологические - 150, нейрохирургические - 117, ортопедические – 77, сосудистой хирургии – 66, торакальной хирургии – 40, стоматологические – 40, кардиохирургические – 30, ожоговые – 22, проктологические - 7.При этом обеспеченность хирургическими койками населения области одна из самых высоких в Российской Федерации – 7 коек на 10 000 населения (выше только в Сибирском федеральном округе – 7,25). В тоже время обеспеченность общими хирургами одна из самых низких – 1,59 на 10 000 населения (ниже только в Уральском федеральном округе – 1,58) (данные из отчета главного внештатного хирурга Минздрава России акад. В.А. Кубышкина).
В Архангельской области работают 645 врачей хирургического профиля, в том числе общих хирургов - 184, травматологов-ортопедов 77 врачей, урологов 27 врачей. У 98,9% имеется сертификат специалиста врача хирургического профиля. Среди врачей – хирургов квалификационную категорию имеют 62,8%, в том числе высшую - 31,9%, Iкатегорию - 18,9%, IIкатегорию - 12,1%.
Дефицит врачей-хирургов в области составляет более 30% и особенно выражен в центральных районных больницах: в семи из них работает по одному хирургу, в четырех - по два. Средний возраст работающих хирургов в стационарах составляет 41,7 года: до 40 лет - 51,8%, старше 60 лет - 14,4%, женщин среди хирургов - 26%. Сохраняется высокий коэффициент совместительства среди хирургов.
Несмотря на кадровый дефицит, такой качественный показатель, как послеоперационная летальность в неотложной хирургии, ежегодно снижается: при остром деструктивном панкреатите за последние 5 лет он снизился с 20,5% до 13,0% (по Северо-Западному федеральному округу – 17,5%), при остром холецистите - с 2,3% до 1,3% (по Северо-Западному федеральному округу – 2,0%), что связано с применением малоинвазивных методов лечения.
Однако если данный показатель рассматривать по разным уровням оказания медицинской помощи, то в районных больницах послеоперационная летальность в неотложной хирургии выше. Так при остром аппендиците в 2012 году показатель послеоперационной летальности в целом по области составил 0,29% (по Северо-Западному федеральному округу – 0,19%), в больницах I уровня – 0,46%, а при остром деструктивном панкреатите в три раза выше (37,5%) среднего показателя по области.
Различия в качестве оказания медицинской помощи объясняются дефицитом кадров, современного медицинского диагностического оборудования, отсутствием отделений реанимации и интенсивной терапии в ряде центральных районных больниц, специалистов, имеющий практический опыт работы на современном диагностическом оборудовании.
Необходимо отметить, что малоинвазивные хирургические технологии, в том числе эндовидеохирургия, используются преимущественно при лечении хронического калькулезного холецистита (95,6% от общего количества холецистэктомий), острого холецистита (73,3%) и реже применяются при лечении других заболеваний органов брюшной полости: острого аппендицита (19,4%), паховых грыж (12,7%), перфоративной язвы желудка и 12-перстной кишки (7,8%).
Тем не менее, достигнутый уровень внедрения малоинвазивных технологий превосходит показатели соседних регионов - Мурманской и Вологодской областей, Республики Коми (ж/л «Хирургия», 2011год, № 6). Расширяется спектр эндоскопических операций и перечень медицинских организаций, в которых применяются современные технологии.
Анализ состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения, кадрового состава специалистов хирургического профиля, количественных и качественных показателей работы хирургических стационаров показывает, что основой современной системы оказания стационарной медицинской помощи становятся крупные больничные комплексы, в которых концентрируются специализированные виды помощи и современные медицинские технологии. Маломощные городские и центральные районные больницы области оказываются не в состоянии на уровне современных требований обеспечить населению оказание специализированных видов медицинской помощи. В результате этого снижается доступность специализированной помощи для жителей данных населенных пунктов, растет очередность на плановое оперативное лечение в областные медицинские организации по целому ряду хирургических заболеваний.
Это противоречие является ключевым на современном этапе развития стационарной помощи. Для его преодоления предлагается использовать принцип трехуровнего оказания медицинской помощи, в соответствии с которым в рамках программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011 – 2012 годы на базе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница», «Няндомская центральная районная больница», «Карпогорская центральная районная больница», «Котласская центральная городская больница им. святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)», «Северодвинская городская больница №1» созданы межрайонные центры для оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению прикрепленных районов. Из созданных межрайонных центров три имеют возможность оказывать специализированная хирургическая помощь жителям прикрепленных районов: «Вельская центральная районная больница», «Няндомская центральная районная больница», «Котласская центральная городская больница им. святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)».
К основным проблемам организации работы межрайонных центров относятся недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами, неудовлетворительное состояние материально-технической базы (высокий износ зданий, отдельных видов оборудования), низкая транспортная доступность из ряда населенных пунктов до межрайонных центров, неполное соответствие оснащения порядкам и стандартам оказания медицинской помощи.
В то же время ГБУЗ Архангельской области «Карпогорская центральная районная больница», за которой закреплены функции межрайонного центра, по своим лечебно – диагностическим возможностям, кадровому обеспечению может оказывать только первичную медико – санитарную помощь жителям муниципальных образований, отнесенных к зоне ответственности (Пинежский, Мезенский, Лешуконский районы). Учитывая неразвитую транспортную сеть в этих районах, плохое состояние автомобильных дорог, развитие специализированной хирургической помощи в ГБУЗ Архангельской области «Карпогорская центральная районная больница», как межрайонном центре, представляется нерациональным. Кроме того, не определен межрайонный центр для оказания специализированной хирургической помощи близлежащим к областному центру районам (Приморскому, Холмогорскому, Онежскому).
Таким образом, создаваемая трехуровневая система оказания медицинскойпомощи в Архангельской области не в полной мере соответствует требованиям и порядкам оказания хирургических видов медицинской помощи. Возникает необходимость перераспределения объемов специализированной хирургической помощи на межрайонные центры, определения маршрутизации и этапности её оказания в соответствии с утвержденными порядками и стандартами медицинской помощи. Эти меры позволят высвободить материально-технические и кадровые ресурсы наиболее крупных медицинских организаций областного центра для развития высокотехнологичной медицинской помощи и организации на их базе специализированных региональных хирургических центров (отделений).
 
III.             Цель и задачи Концепции
Цель: Повышение доступности и качества хирургической помощи населению Архангельской области на основе развития трехуровневой системы ее организации.
Задачи:
1.             Организация трехуровневой системы оказания хирургической помощи в Архангельской области.
2.                  Внедрение порядков и стандартов медицинской помощи больным хирургического профиля на основе распределения видов, форм и профилей хирургической помощи по уровням медицинских организаций.
3.                  Рациональное распределение и использование коечного фонда и материально-технических ресурсов медицинских организаций на территории области в соответствии с уровнями оказания хирургической помощи.
4.             Оптимизация системы подготовки и обеспечения (укомплектования) врачами хирургических специальностей в соответствии с уровнями медицинских организаций.
5.             Формирование региональных специализированных хирургических центров (отделений) в медицинских организациях III уровня и развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
 
1.      Организация трехуровневой системы оказания хирургической помощи в Архангельской области
 
Принципы взаимодействия медицинских организаций различных уровней оказания медицинской помощи:
1) маршрутизация пациентов по территориальному принципу;
2) этапность оказания медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи больным хирургического профиля;
3) централизация специализированных видов хирургической помощи в форме региональных отделений (центров) кардиохирургии, сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, торакальной хирургии, урологии, колопроктологии, челюстно-лицевой хирургии, оториноларингологии, гепатопанкреатобилиарной хирургии, трансплантации органов и тканей и др.
 
Распределение медицинских организаций по уровням оказания хирургической помощи
Для повышения эффективности оказания хирургической помощи населению области хирургические стационары распределяются по трем уровням в соответствии со следующими критериями определения уровня оказания хирургической помощи:
- количество хирургических коек;
- наличие специализированных коек;
- наличие отделения реанимации и интенсивной терапии;
- количество врачей хирургических специальностей;
- оснащенность диагностическим и лечебным оборудованием;
- применение современных хирургических технологий.
К I уровню оказания хирургической помощи в Архангельской области целесообразно отнести медицинские организации, где количество хирургических коек менее 25, количество работающих врачей хирургических специальностей - не более двух:
- ГБУЗ АО «Верхнетоемская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Виноградовская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Ильинская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Каргопольская центральная районная больница им. Н.Д. Кировой»;
- ГБУЗ АО «Коношская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Красноборская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Лешуконская центральная районная больница»
- ГБУЗ АО «Мезенская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Карпогорская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Холмогорская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Шенкурская центральная районная больница им. Н.Н. Приорова»;
- ГБУЗ АО «Яренская центральная районная больница».
Ко II уровню оказания хирургической помощи в Архангельской области целесообразно отнести медицинские организации, где количество хирургических коек более 25, имеются специализированные койки (травматологические, урологические и т.д.), отделение реанимации и интенсивной терапии, количество врачей-хирургов - не менее 3-х, имеются врачи других хирургических специальностей, в т.ч. врачи-эндоскописты, применяются современные технологии, в т.ч. эндоскопическая хирургия.
На II уровне оказания медицинской помощи на базе наиболее крупных государственных учреждений здравоохранения Архангельской области предлагается организация межрайонных хирургических центров (далее - МХЦ).
- ГБУЗ АО «Котласская центральная городская больница им. святителя Луки (В.Ф.Войно-Ясенецкого)» - МХЦ;
- ГБУЗ АО «Вельская центральная районная больница» - МХЦ;
- ГБУЗ АО «Няндомская центральная районная больница» - МХЦ;
- ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи» - МХЦ;
- ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №7» (городской Центр амбулаторной хирургии);
- ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница»;
- ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница»;
- ГБУЗ АО «Онежская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Плесецкая центральная районная больниц»;
- ГБУЗ АО «Устьянская центральная районная больница»;
- ГБУЗ АО «Северодвинская городская детская клиническая больница» - МХЦ.
Дополнительно к сформированным межрайонным центрам целесообразно создание МХЦ для жителей Онежского и части Приморского районов на базе ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи». При прикреплении к межрайонному центру необходимо учитывать особенности расположения Приморского (по разным берегам Белого моря) и Холмогорского (по обоим  берегам реки Северная Двина) районов.
Для северных районов области (Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы) целесообразно направлять пациентов напрямую в учреждения здравоохранения III уровня.
КIIIуровню отнесены медицинские организации, оказывающие специализированные, в т. ч. высокотехнологичные, виды хирургической помощи:
- ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница»;
- ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич»;
- ГБУЗ АО «Архангельская детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова»;
- ГБУЗ АО «Архангельский клинический онкологический диспансер».
- ФГБУЗ «Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко Федерального медико – биологического агентства»;
- ФГБУ «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико – биологического агентства».
 
Организационные мероприятия для обеспечения функционирования трехуровневой системы оказания хирургической помощи в Архангельской области:
1)            разработка положения о межрайонных хирургических центрах;
2)            определение перечня видов оказания хирургической помощи по уровням учреждений здравоохранения;
3)            определение зон прикрепления территорий к МХЦ с учетом транспортной инфраструктуры (в том числе Лешуконский, Мезенский, Холмогорский, Виноградовский, Приморский, Онежский районы);
4)            разработка порядка оплаты медицинской помощи в МХЦ;
5)             подготовка обращения в Министерство здравоохранения Российской Федерации о включении в номенклатуру медицинских учреждений межрайонных медицинских хирургическихцентров, утверждении требований к оснащению их медицинским оборудованием и кадровому обеспечению.
 
2. Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи на основе распределения видов, форм и профилей хирургической помощи по уровням оказания медицинской помощи
При развитии и использовании конкретных методов хирургического лечения оказание медицинской помощи должно осуществляться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. В целях эффективного использования коек хирургического профиля в рамках трехуровневой системы оказания медицинской помощи в Архангельской области необходимо сформировать потоки пациентов, нуждающихся в оперативном лечении по единым принципам маршрутизации. Для определения этапности оказания специализированной хирургической помощи группами экспертов под руководством главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Архангельской области разрабатываются и утверждаются алгоритмы оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
На I уровне (центральные районные больницы) организуетсяоказание врачами-хирургами первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в плановой и неотложной форме, специализированной медицинской помощи в условиях дневных и круглосуточных стационаров, преимущественно в экстренной и неотложной формах, осуществляется диспансерное наблюдение за пациентами с отдельными хирургическими заболеваниями.
Объем плановых оперативных вмешательств на Iуровне по всем хирургическим профилям должен соответствовать квалификации врача-хирурга, материально-техническим возможностям медицинской организации и рекомендациям внедряемых в области алгоритмов оказания медицинской помощи, а в будущем - национальным клиническим рекомендациям.
Например, лапароскопическая холецистэктомия является операцией выбора в лечении желчнокаменной болезни. Следовательно, на I уровне при отсутствии специального медицинского оборудования, выполнение холецистэктомии открытым способом (через лапаротомию) нецелесообразно как по экономическим, так и деонтологическим причинам. В тоже время оснащение хирургических отделений данного уровня диагностическими лапароскопическими комплексами и обучение хирургов основам диагностической лапароскопии представляется обоснованным, прежде всего, с целью повышения качества оказания хирургической помощи в экстренных и неотложных ситуациях.
При лечении травм и заболеваний костно-мышечной системы первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, медицинской реабилитации с использованием ведущих консервативных методов лечения повреждений сегментов конечностей. Оперативные методы лечения допускаются только в плане выполнения первичной хирургической обработки ран и открытых переломов без применения металлоостеосинтеза.
При организации нейрохирургической помощи в экстренной и неотложной формах на I уровне необходим вызов врача – нейрохирурга отделения экстренной медицинской и консультативной помощи ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» или перевод пациента в медицинские организации II и III уровня.
При ранениях сосудов оказывается неотложная помощь с дальнейшей организацией транспортировки пациента при наличии показаний в специализированное отделение медицинских организаций III уровня. Хирургическое лечение варикозной болезни нижних конечностей проводят врачи-хирурги, прошедшие усовершенствование по флебологии.
Хирургические отделения учреждений здравоохранения Iуровня рекомендуется использовать для госпитализации больных, которым не требуется интенсивное лечение, а также для долечивания больных после завершения этапа лечения в учреждениях здравоохранения II и III уровней.
В медицинских организациях I уровня хирургическая помощь детям оказывается детским хирургом в соответствии с алгоритмами и методическими рекомендациями, при отсутствии детского хирурга оказывается только экстренная и неотложная хирургическая помощь.
На II уровне оказывается специализированная медицинская помощь за исключением высокотехнологичной медицинской помощи.
На данном уровне целесообразно сохранение специализированных коек (детская хирургия, травматология, урология, оториноларингология, челюстно-лицевая хирургия и др.).
Объем и спектр оперативных вмешательств на II уровне по всем хирургическим профилям должен соответствовать лицензированным видам деятельности, уровню квалификации врача-хирурга, сертификату специалиста, материально-техническим возможностям медицинской организации и рекомендациям внедряемых в области алгоритмов оказания медицинской помощи, а в будущем - национальным клиническим рекомендациям.
При травмах и острых заболеваниях костно-мышечной системы врач-травматолог-ортопед оказывает первичную специализированную медико-санитарную помощь на основе стандартов медицинской помощи.
Кроме того, медицинская помощь по хирургическому профилю в медицинских организациях II уровня осуществляется и в объеме I уровня, как при самостоятельном обращении больного, так и по направлению фельдшера, врача-терапевта участкового, врача – педиатра участкового врача, общей практики (семейного врача), врача-хирурга, врача-травматолога-ортопеда медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, а также при доставлении больного бригадой скорой медицинской помощи.
Расширение объема амбулаторных хирургических вмешательств в настоящее время является одной из основных задач. В медицинских организациях II уровня целесообразно продолжить организацию Центров амбулаторной хирургии (далее – ЦАХ) с дневными стационарами в учреждениях здравоохранения, имеющих возможности оказания анестезиологических пособий. В г. Архангельске целесообразно организовать городской Центр амбулаторной хирургии на базе ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница №7», что позволит перенести часть стационарных хирургических технологий в герниологии, флебологии, проктологии, травматологии и ортопедии на амбулаторный уровень. В сотрудничестве с расположенными на базе медицинской организации кафедрами госпитальной хирургии и травматологии и ортопедии ЦАХ может стать обучающим центром для амбулаторных хирургов региона.
На III уровне (медицинские организации областного центра и федерального подчинения) оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная хирургическая помощь. На базе специализированных хирургических отделений медицинских организаций данного уровня целесообразна организация региональных специализированных центров (отделений) с консультативными приемами специалистов.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и на койках дневного стационара, включая в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов, сложных медицинских технологий, медицинскую реабилитацию.
В медицинских организациях III уровня хирургическая помощь детям оказывается в соответствии со стандартами и алгоритмами оказания видов медицинской помощи.
 
3.   Рациональное распределение и использование коечного фонда
и материально-технических ресурсов медицинских организаций
на территории области в соответствии с уровнями
оказания хирургической помощи
В 2013 году в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области медицинская помощь хирургического профиля оказывается на 1938 койках (хирургические, травматологические, ортопедические, ожоговые, урологические, проктологические, нейрохирургические, кардиохирургические, койки сосудистой хирургии, торакальной хирургии, челюстно-лицевой хирургии), в том числе на 792 койках в медицинских организациях III уровня, 766 койках в медицинских организациях II уровня и 380 койках I уровня оказания медицинской помощи. При этом в целом по области количество круглосуточных коек хирургического профиля превышает рекомендуемый норматив на 399 коек, избыток коек наблюдается по большинству профилей (максимальный – по общехирургическим койкам для взрослых и детей + 364), дефицит – по проктологии – 13 коек, сосудистой хирургии – 15 коек.
Анализ отчетов деятельности хирургических стационаров региона показал, что койки хирургического профиля используются недостаточно эффективно: на I уровне показатель хирургической активности в среднем составляет 35% (от 25% в ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница») до 40,9% в ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская центральная районная больница»), на II уровне - 50,1%, на III уровне - 63,5%.
Оптимизация коечного фонда в государственных учреждениях здравоохранения Архангельской области проводится за счет уменьшения количества коек с неэффективными показателями деятельности, перепрофилирования коек общехирургического профиля в специализированные по отдельным видам, где имеется их дефицит (проктологические, сосудистой хирургии), а также в койки дневного пребывания. Так, целесообразной является реорганизация отделений хирургического профиля в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 7» с выведением коечного фонда травматологического и хирургического отделений из структуры учреждения с последующей организацией на базе учреждениягородского Центра амбулаторной хирургии.
Повышению эффективности деятельности хирургических стационаров также будут способствовать переход на формы оплаты медицинской помощи по законченному случаю на основе клинико-статистических групп и формы оплаты труда по «эффективному контракту».
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011 – 2012 годы в медицинские организации области было приобретено современное медицинское оборудование, в том числе эндоскопическая техника. Однако имеющееся оборудование используется не везде эффективно. Так, в 2012 году в ГБУЗ Архангельской области «Котласская центральная городская больница им. святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» на эндоскопическом комплексе выполнено 255 лапароскопических холецистэктомий, в ГБУЗ Архангельской области «Вельская центральная районная больница» - 132 лапароскопические операции. В тоже время в ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница выполнено всего 42 лапароскопические операции, что не соответствует возможностям данного межрайонного центра и потребностям населения закрепленных за ним районов. Учитывая данную информацию, требуется проведение анализа эффективности использования диагностического и лечебного оборудования в медицинских организациях всех трех уровней и рассмотрение при необходимости вопроса о его перераспределении между медицинскими организациями.
 
4.      Оптимизация системы подготовки и обеспечения (укомплектования) врачами хирургических специальностей
в соответствии с уровнями медицинских организаций
Улучшение кадровой ситуации в хирургии возможно при взаимодействии министерства здравоохранения Архангельской области с ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Архангельск) (далее – ГБОУ ВПО «СГМУ») и администрациями муниципальных образований области.
Основными направлениями оптимизации кадровой ситуации являются:
формирование регистра специалистов хирургического профиля Архангельской области по номенклатуре специальностей;
создание программы обучения в клинической и целевой ординатуре студентов ГБОУ ВПО «СГМУ» в соответствии с потребностями в хирургических кадрахмедицинских организаций, включая амбулаторно-поликлинические учреждения;
разработка программы непрерывного обучения с тематическим усовершенствованием по лапароскопической хирургии, малоинвазивной хирургии, флебологии, травматологии для общих хирургов;
проведение мастер – классов, в том числе с использованием телемедицины и интерактивных форм обучения;
использование баз МХЦ для практики студентов ГБОУ ВПО «СГМУ»;
участие в реализации программ социальной поддержки специалистов, в т.ч. МХЦ (предоставление служебного жилья, субсидии на приобретение жилья, оплата найма, выплата подъемных молодым специалистам и др.);
совершенствование профориентационной работы среди молодежи;
развитие института главных внештатных специалистов и наставничества.
Приоритетной задачей является укомплектование врачами хирургического профиля амбулаторно-поликлинических учреждений и МХЦ, в том числе с целью обеспечения оказания круглосуточной неотложной специализированной медицинской помощи бригадами (не менее 2-х) специалистов, а также включение вопросов организации работы врачей хирургического профиля в амбулаторных условиях в программы до - и последипломной подготовки специалистов.
Система кураторства хирургических отделений учреждений здравоохранения формируется с учетом принципа уровневости оказания помощи и территориального расположения:
 - специалисты учреждений здравоохранения III уровня курируют хирургические отделения II уровня (МХЦ и городские больницы);
- кураторами хирургических отделений учреждений здравоохранения I уровня назначаются хирурги межрайонных центров;
- кураторами хирургических отделений государственных бюджетных учреждений здравоохранения Архангельской области «Мезенская центральная районная больница», «Лешуконская центральная районная больница», «Карпогорская центральная районная больница», не прикрепленных к МХЦ, назначаются врачи - хирурги отделения экстренной медицинской и консультативной помощи ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница».
Кроме того, большое значение имеет повышение роли Областного научного общества хирургов, других региональных хирургических профильных обществ, и интеграция их с Российскими профессиональными общественными организациями (Российское общество хирургов и др.) и Медицинской ассоциацией Архангельской области в разработке вопросов развития хирургии, обучения, аттестации кадров и пр.
 
5. Формирование региональных специализированных хирургических центров (отделений) в медицинских организациях III уровня
и развитие высокотехнологичной медицинской помощи
При определении маршрутизации пациентов хирургического профиля в медицинские организации II уровня у медицинских организаций III уровня появляются дополнительные возможности развития высокотехнологичных видов медицинской помощи в абдоминальной хирургии, нейрохирургии, урологии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, торакальной хирургии, оториноларингологии, челюстно-лицевой хирургии и других направлениях. Так, использование малоинвазивных хирургических технологий (видеоэндоскопическая хирургия, рентгеноэндоваскулярная хирургия, интервенционная эндоскопия) должно стать стандартом для медицинских организаций III уровня, в дальнейшем необходимо планировать в них развитие роботизированной хирургии.
Формирование региональных специализированных центров (отделений) в медицинских организациях III уровня направлено на повышение эффективности оказания специализированных видов хирургической помощи в Архангельской области. Условиями для создания специализированных центров (отделений) должны стать консолидация практического потенциала хирургических отделений медицинских организаций III уровня с научно-методическим потенциалом хирургических кафедр ГБОУ ВПО «СГМУ», а также организационно – методической помощью главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Архангельской области.
В ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» предлагается развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по травматологии и ортопедии, челюстно-лицевой хирургии, оториноларингологии с увеличением за счет перепрофилирования количества специализированных коек и последующим формированием на их базе региональных центров, функционирующих во взаимодействии с профильными кафедрами ГБОУ ВПО «СГМУ». С открытием нового хирургического корпуса предполагается расширение возможностей регионального травмоцентра, в составе которого предусмотрены отделения травматологии, нейрохирургии, сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии, торакальной хирургии, абдоминальной хирургии. Предусматривается организация отделения хирургической инфекции.
В ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» предлагается развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по нейрохирургии, сосудистой хирургии, уронефрологии, колопроктологии, формирование региональных центров кардиохирургии, гепатопанкреатологии, в последующем – трансплантологии.
 
IV.              Основные этапы и ожидаемые результаты                         реализации Концепции
Реализация мероприятий Концепции хирургической помощи в Архангельской области до 2020 года позволит повысить доступность, эффективность и качество оказания медицинской помощи, включая первичную медико-санитарную помощь и специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, а также обеспечить внедрение порядков оказания хирургической помощи на основе трехуровневой системы ее организации.
 
Реализация Концепции осуществляется поэтапно.
На первом этапе (2014–2015 гг.) предполагается проведение организационных мероприятий для перехода на трехуровневую систему хирургической помощи в Архангельской области:
- формирование регистра врачей хирургических специальностей, работающих в регионе;
- анализ соответствия медицинского оборудования, используемого при оказании хирургической помощи, утвержденным порядкам оказания медицинской помощи по соответствующим профилям;
- разработка и принятие нормативных документов по организации межрайонных хирургических центров;
- разработка и внедрение алгоритмов оказания хирургической помощи на основе стандартов медицинской помощии национальных клинических рекомендаций;
- оптимизация коечного фонда хирургического профиля;
- приведение хирургических отделений медицинских организаций в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
На втором этапе (2016–2020 гг.) реализации Концепции предполагается:
- функционирование трехуровневой системы оказания хирургической помощи;
- организация специализированных центров в медицинских организациях III уровня;
- решение вопросов аккредитации специалистов хирургического профиля;
- анализ результатов реализации Концепции.
 
Социально-экономический эффект от реализации Концепции должен выразится в:
- повышении доступности, эффективности и качества оказания специализированной хирургической помощи населению области;
- стандартизации хирургической помощи в медицинских организациях Архангельской области;
- приведении материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи;
- улучшении показателей здоровья населения и качества жизни пациентов;
- снижении уровня временной нетрудоспособности и инвалидизации работающих граждан;
- повышении удовлетворенности населения Архангельской области в высокотехнологичной медицинской помощи.
 
Мониторинг хода реализации Концепции предусматривается путем анализа целевых индикаторов. К 2020 году планируется:
- увеличение обеспеченности врачами хирургического профиля до 17,0 на 10 000 населения;
- увеличение показателя хирургической активности до 50% для учреждений здравоохраненияI уровня, до 70% - для учреждений здравоохраненияII уровня, до 75% -  для учреждений здравоохраненияIII уровня;
- снижение послеоперационной летальности в неотложной хирургии в целом по области: при остром аппендиците до 0,1 %; при остром холецистите до 1,0%; при перфоративной язве до 4,5 %; при ущемленной грыже до 2 %; при острой кишечной непроходимости до 7 %; при остром панкреатите до 10 %;
- увеличение удельного веса эндоскопических операций среди общего количества хирургических вмешательств до 20%.
 
V.                     Управление и механизмы реализации Концепции
Управление реализацией Концепцией и контроль за её исполнением осуществляет министерство здравоохранения Архангельской области.
Механизм реализации Концепции предусматривает реализацию мероприятий в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2020 годы)» и прочих программ Архангельской области.
 
_____________
 


[1] Концепция утверждена на Коллегии министерства здравоохранения Архангельской области 13 декабря 2013 года
 

СКАЧАТЬ ЭТОТ ДОКУМЕНТ В ФОРМАТЕ DOC 

 

  
 

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ В ФОРМАТЕ DOC 

 
 

 

← Назад