Уважаемые коллеги! Чем больше проходит времени, тем более ясным становится ощущение, что утверждать НКР в МЗ РФ пока рано.
НКР, возведенный в ранг закона, уже не рекомендация, а приказ к обязательной реализации даже тогда, когда он не эффективен. Основные положения НКР основаны исключительно на данных метаанализов зарубежных публикаций и результатах зарубежных многоцентровых исследований.
В нашей стране огромная территория с очень неравномерной плотностью населения, другие расстояния и интенсивность коммуникаций, другая система финансирования, другой механизм лицензирования медицинской деятельности, другая система медицинского страхования, не сложилось первичное звено в виде семейных врачей и многое, многое другое. Отечественных многоцентровых исследований пока практически нет и никто толком не знает, что в наших условиях окажется действительно эффективным, а что нет.
Кроме всего прочего, предлагаемый 323 Федеральным законом и Миндравом РФ порядок законодательного утверждения импортированных нормативов не только отдает приоритет зарубежным технология, медикаментам и оборудованию, но и ставит заслон перед отечественными исследованиями и разработками. Для того, чтобы что-то изучать и разрабатывать нам придется отступать от законодательно утвержденных нормативов, что обязательно повлечет за собой новые судебные преследования. А как можно что-то реформировать без собственных данных? Никак! Можно лишь расширять рынок сбыта для импорта или локализовать производство аналогов.
С другой стороны, НКР без утверждения МЗ РФ уже показали свою эффективность при подготовке хирургов и проведении экспертиз разного уровня. Соблюдение их положений эффективно защищает врачей в судах. При этом субъектам РФ предоставлена возможность на базе НКР разрабатывать свои инструкции (рекомендации) по оказанию хирургической помощи своему населению с учетом региональных особенностей. Ведь реалии и задачи модернизации хирургической помощи населению Москвы в пределах Садового кольца и в Курганской области просто не могут быть одинаковыми. В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурга России региональные органы здравоохранения на основе НКР уже создали и легитимировали свои, адаптированные к местным условиям, рекомендательные документы, регламентирующие тактику лечения хирургических больных. Остальные могут руководствоваться исходными положениями НКР или разрабатывать что-то свое на их основе.
Получается, что существование НКР, размещенных на сайте РОХ, но не введенных в ранг закона, сегодня – вполне жизнеспособный и развивающийся механизм совершенствования хирургической помощи в масштабах страны, региона и отдельной клиники. По сути дела – это просто гайдлайн (путеводная нить) для хирургов и общества, а не догма с неизученной эффективностью, которую мы совместными с Минздравом усилиями напяливаем себе на голову.
Ко всему прочему, правильная интерпретация степени легитимности принятых в РОХ НКР позволит резко снизить число необоснованных претензий следственных оррганов и судов к врачам, обусловленных их несовершенством: отсутствием условий для реализации, недостаточным обоснованием, неточностями и явными ошибками, которые регулярно выявляются текстах НКР в ходе экспертиз и судебных разбирательств.
Придет время, появятся свои данные и можно будет переходить к механизму законодательного утверждения НКР. Вполне может быть, что такое время в нашей стране никогда и не настанет, как не настало оно и в большинстве других стран.
Предлагаю соответствующее разъяснение опубликовать на сайте РОХ и изменить рубрикацию рекомендательных документов. В качестве возможного варианта:
1. НКР РОХ, утвержденные научно-практическим советом (НПС) и Минздравом РФ
2. НКР РОХ, представленные для экспертизы и утверждения в НПС и МЗ РФ
3. НКР РОХ, не представленные для экспертизы и утверждения в НПС и МЗ РФ
С уважением, проф. М.И.Прудков