Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Нынешняя траектория образования слишком жёсткая

28 июля 2016

 Если суммировать всех специалистов, которые имеют отношение к хирургической деятельности, то это окажется самая большая часть 700-тысячной «армии» российских врачей. Вот почему информация о том, что Минздрав России планирует в рамках реформы высшего медицинского образования не только модернизировать систему профессиональной подготовки хирургов, но и сократить количество врачебных специальностей, вызвала у хирургического сообщества особый интерес.
Решением какой задачи руководствуется министерство, приступая к этой работе? Об этом читателям «МГ» рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна СЕМЁНОВА

Автор: "Медицинская Газета"

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ В ФОРМАТЕ PDF 

 

Биличенко Вячеслав Борисович # 8 августа 2016 в 19:25 0
Уважаемые коллеги, в Медицинской газете №54 от 22.07.2016 г. вышла статья "Нынешняя траектория образования слишком жесткая" в которой директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова отвечает на вопросы обозревателя "МГ" Елены Буш. С моей точки зрения медицинское хирургическое сообщество должно включиться в обсуждение данного вопроса и вынести свое сугубо профессиональное мнение. Давайте разберем логику грядущих перемен. А они обязательно будут. Нас убеждают, что изменяется послевузовское образование под сегодняшние реалии. С позиций заведующего хирургическим отделением районной больницы сегодняшние реалии заключаются в том, что резко сократился приток врачей в хирургическую специальность. В руководимом мною отделении старшему врачу - 75 лет, следующему - 64 года, мне - 54 года, дальше двум по 40 лет. И ни одного врача - выпускника младше 40 лет. Хотя рядом четыре медицинских ВУЗа!!! Белгородский, Курский, Воронежский, Орловский. Правда был один врач-хирург, отработал 4 года и ушел в бизнес. Следующее положение. Один год в интернатуре и два года в ординатуре недостаточный срок в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами. И нам в пример опять приводят образование в Европе - 13 лет готовят торакального хирурга.Зачем она нам нужна? Она же нас предала в очередной раз! Известно, что качество подготовки врачей за последние годы резко снизилось, и прежде всего благодаря "оптимизации и модернизации", внедрению тестовой системы и отдалению студентов от больных и операционных. Ну неужели врачи-хирурги получившие образование СССР - хуже? В моем отделении их большинство, и только на них держится служба. Давайте вспомним завоевания отечественного образования. Шестой год - субординатура. Мы в отделении, у нас палаты, мы уже врачи. Истории болезни, обходы, разборы,библиотеки и дежурства. Мы падали в операционных Больниц скорой и неотложной помощи, работали санитарами и медсестрами и нас шатало после дежурства.В интернатуру мы приходили с хорошим багажом знаний и навыков. И после интернатуры все работали врачами.А самая активная часть начинала заниматься наукой.Сейчас департамент, затевающий очередной виток перемен пусть вначале скажет правду - какой процент выпускников ВУЗов остается в специальности. Нельзя качество образования повышать путем неоправданного удлинения сроков обучения. Учить надо, учить и требовать. Как сказал один хорошим врач "Если ничего не давать делать руками можно и 20 лет учить, и ничему не научишь". Лучшая подготовка врачей-хирургов была и остается в ЦРБ. Молодого врача учат и требуют для того что-бы он лишний раз не вызывал старших.Все просто. Мы тебя учим, ты нас уважаешь и не беспокоишь по пустякам. А на сложных больных собирается все отделение. Все в стойке.Бой за жизнь больного. И последнее. Реализовать желание специализироваться в нынешней жесткой траектории образования невозможно, потому что мало "смычек". О каких таких "смычка" идет речь? Врач - 6 лет учиться, проходит все дисциплины, сдает все экзамены, даже на 6 курсе повторяет пройденный материал - хирургия, терапия, акушерство-гинекология по месяцу в осеннем семестре и по месяцу в весеннем, в ущерб специализации и в угоду Болонской системе готовящей семейного врача. Сколько этих врачей нужно. Готовы ли районы, города и областные центры их принять. Давайте считать, сколько их нужно, к чему мы готовы. Зачем рушить лучшее образование и лучшее здравоохранение? Что нужно сделать чтобы улучшить качество подготовки врачей? Каждый должен сказать своем мнение и РОХ должно официально сформулировать общее и представить в Минзддав, если там его хотят знать. 1. Возобновить государственное распределение.Будущий врач-должен чувствовать ответственность.Он должен учиться, работать санитаром или медсестрой(медбратом) и заниматься наукой. 2. Повысить зарплату преподавателей. Не должен доцент-хирург и профессор травматолог-ортопед получать по 17-18 тыс. и 22-25 тыс. соответственно. Доярка в Курской области получает не в лучшем хозяйстве - 23 тыс.рублей. 3.Повышать качество образования в рамках привычных, проверенных годами и Великой Отечественной войной сроков обучения. Не надо молодежь баловать. Они будут спать,обедать в кафе и ездить на заработанных родителями машинах. И все. Если нас спросят и будет голосование по изменениям в системе образования в том виде как представлено в статье я скажу - Нет. Биличенко В.Б. зав.хир.отделением Прохоровской ЦРБ, Белгородской области, д.м.н.,профессор.
Биличенко Вячеслав Борисович # 1 сентября 2016 в 21:41 0
Уважаемые коллеги, продолжая проработку интервью директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяны Семеновой возникла необходимость дополнительного обсуждения данной образовательной проблемы. Прежде всего давайте ответим еще раз на вопрос поставленный журналистом Еленой Буш. А именно, какой глобальной задачей руководствуется министерство, приступая к изменению послевузовского образования. Что мы хотим изменить? Хотим ли мы восстановить лучшее здравоохранение в мире созданное с СССР? Доступное и бесплатное, без очередей в поликлиниках.С позиций заведующего хирургическим отделением ЦРБ прежде всего мне бы хотелось, что бы не сокращались койки в стационаре и были рабочие места как для врачей, так и среднего и младшего медицинского персонала. Что бы можно было оказывать не только квалифицированную но и специализированную помощь больным и пострадавшим. Почему-то сокращение коечного фонда идет в разрез с неблагополучной ситуацией в здоровье нации: в сравнении с временами СССР, резко увеличилось количество больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, гастроэнтерологическими, неврологическими, увеличился травматизм, онкологические заболевания, пороки развития у детей. Увеличились требования к здравоохранению со стороны как администрации регионов,страховых компаний, так и населения. Сколько сейчас бумаг. Давайте вдумаемся в количество бумаг.А какие это бумаги? Как пример, сейчас мы заполняем бланк на разрешение применять 5 препаратов и более у больного. Вторая бумага на анальгин, папаверин, и другие препараты почему-то не вошедшие в жизненно необходимые. Сколько судебных дел?Сколько погибло врачей на рабочих местах от рук больных или их родственников? Это что кто-то специально делает? У нас в Прохоровском районе Белгородской области около 29 тыс населения. И в этом году после очередного сокращения осталось 29 хирургических коек, из них 9 дневного стационара. По моему мнению это критическое сокращение. Еще чуть-чуть и население взорвется и будет право. По Белгородской области сократили 5 хирургических отделений и соседние районы работают с перегрузкой. Вы думаете там жилье предоставили врачам? Вместо того чтобы шлифовать и развивать лучшее в мире здравоохранение созданное в СССР, мы его этим губим. Как пример, что-бы понять где мы сейчас находимся давайте посчитаем сколько больных находится на амбулаторном лечении в трахеостомами, гастростомами,энтеростомами, колостомами, эпицистостомами и другими дренажными системами. Конечно, есть безнадежные больные и критические ситуации, но давайте скажем честно, что этим больным сейчас не под силу обратиться в областные и федеральные центры, где им смогут помочь на самом высоком профессиональном уровне. Просто им не за что и не когда лечиться, надо содержать свои семьи или им помогать, или этих семей нет, и больному никто, даже государство помочь не может. Попробуйте сейчас положить больного в областные специализированные отделения - там больные лежат в коридорах, а врачи не выходят из операционных по 8-10 часов. Хирургия она же не существует без анестезиологии и реанимации. Как точно сказал директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии В.А.Митиш. "Детские хирургии без анестезиологов-реаниматологов ничто". Для того чтобы полноценно оказывать помощь в районах с населением в 30 тысяч, нужно 3,а лучше 4 врача анестезиолога-реаниматолога. Где их взять, когда жилья не дают даже главному врачу больницы. После перевода больниц в областные учреждение местные администрации самоустранились от помощи районному здравоохранению. Они же в большинстве случаев лечатся в области. И этой связи у меня созрело предложением к Президенту России В.В. Путину. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович если мы хотим узнать какое здравоохранение нужно России издайте пожалуйста Указ на один год. Смысл его в общих чертах следующий. "Все главы районной администрации, их заместители и члены их семей должны лечиться на территории вверенных им районов, и в случае необходимости с разрешения губернатора или его заместителей, руководителя департамента здравоохранения больных или пострадавших переводят в областные центры". Поверьте, через 3 дня, максимум неделю будет очередь у губернаторов. Главы администраций будут убеждать, что нужно открыть, раннее закрытые участковые больницы, что уже есть жилье для участковых врачей, что не надо никаких семейных врачей, а лучше наш российский участковый врач или фельдшер, он и роды примет в машине у беженки или цыганки, и рану зашьет, и полечит ребенка с лихорадкой. Что уже готово жилье для анестезиологов-реаниматологов, и что уже расширяется палата реанимации и интенсивной терапии на 4 койки в ЦРБ и т.д. Сразу начнется плодотворная и продуктивная работа. А пока в районах очереди на прием к узким специалистам за месяц вперед, но зато по компьютеру. И сейчас мы подходим к предложению о сокращении врачебных специальностей с 94 до 30-35?. Зачем? Мы же живем в России, не в Германии, не в Великобритании. У нас создана лучшая в мире система медицинского образования и как ее вершина лучшая педиатрия в мире. Лучшая, еще раз подчеркну, не худшая.Вы это понимаете? У нас же вырабатывалась система медицинского образования десятилетиями и веками. Зачем нам обходить традиции? Напомню, что в июне в Москве прошел всероссийский конгресс хирургов с международным участием "Хирургия XI век:соединяя традиции и инновации" организованный Национальным медико-хирургическим центром им. Н.И. Пирогова, Министерством здравоохранения и Российским обществом хирургов. Общество хирургов определило свою позицию в лечении и, как я понимаю, в образовании. Не обходить традиции, а соединить. Врач учится всю жизнь, такая у него судьба. И прекрасно, что создаются новые специальности в частности аортальная хирургия, представленная в мед.газете Ю.В.Беловым директором Российского центра хирургии им. Б.В.Петровского., Но зачем менять структуру образования, если создаются хирургические специальности, как результат развития этой специальности, при ежедневной кропотливой работе хирургических коллективов. Эти же специалисты, работают в центрах и там же получают дополнительное, (профильное) образование -навыки оперирования, как и областные, городские и районные хирурги в своих отделениях и всю жизнь. А в СССР была еще и участковая хирургия в крупных районах от 50 до 100 тыс.населения. Можно конечно внедрять понятия хирургическая специализация и профильная специализация (профилизация). Но это должно быть очень четко проработано и обсуждено обществом хирургов. Предложение аккредитировать амбулаторного хирурга, конечно понятно в связи с сокращением коечного фонда в стационаре. Но как тогда молодому врачу-хирургу попасть в стационар, иди пенсионеру в поликлинику? Как то все, не по русски! Свой комментарий мне хочется закончить словами поэта Валентина Васильевича Сорокина " Беречь Россию не устану. Она-прозрение мое. Когда умру, то рядом встану Я с теми кто берег ее".
Биличенко Вячеслав Борисович # 24 октября 2016 в 10:10 -1
Глубокоуважаемые коллеги! Участие в работе II съезда детских хирургов России побуждает продолжить обсуждение вопросов подготовки врачей-хирургов. Положительной стороной дела явилось участие представителей департамента образования министерства здравоохранения РФ в работе съезда. Нам подробно, доступно и понятно объяснили как будет проходить аккредитация врачей и то, что назад дороги нет. Второе, положительно это то, что все будет проходить постепенно в течении 5 предстоящих лет, что выделены два варианта аккредитации, которые можно охарактеризовать как городской(столичный) и сельский(районный), последний для врачей будет более реалистичный. От нас не скрыли, что остаются некоторые вопросы, то есть не все до конца продумано и просчитано, и могу предположить, что основным препятствием будет финансирование этого проекта.Стало понятно, что в ординатуру со студенческой скамьи будут поступать умные или обеспеченные родителями студенты, а всех остальных отправят в практическое здравоохранение без специальности, без государственного распределения, а следовательно без гарантий когда нибудь заработать на жилье, т.е. в чистое поле. Но самое главное в обсуждении образования было во второй день на симпозиуме посвященном подготовке врачей детских хирургов. К сожалению в этот день представителей от министерства не было. Они бы удивились тому какой большой скачок сделали лучшие детские хирургические школы Москвы (проф.Морозов Д.А., проф. Разумовский А.Ю.), Саратова (Городков С.Ю.), Екатеринбурга (проф. Цап Н.А.), Кирова (проф. Разин М.П.) в преподавании детской хирургии лучшим студентам студенческих научных кружков. Ленинградский профессор детский - хирург Немилова Т.К. была приятно удивлена, а в большей степени поражена уровнем симпозиума. И это результат большой и долгой работы. Это продолжение лучших отечественных традиций в преподавании хирургии заложенных величайшими и фантастическими, по выражению Немиловой Т.К. профессорами детскими хирургами Долецким С.Я., Исаковым Ю.Ф., Баировым Г.А, Степановым Э.А..Почему так. Да все просто, потому что была величайшая и фантастическая страна с социальной справедливостью и доступной медицинской помощью - СССР. Где вы найдете еще преподавателей, чтобы в летних и зимних лагерях учили студентов хирургии, чтобы как Шастин Н.П. вывозил их в Крым, в какой Европе или Америке. Нигде и никогда. Сложилось впечатление, что есть громадное несоответствие между уровнем преподавания хирургии в современной России и курсом от Болонской системы продвигаемым департаментом образования. Это как вершина горы и яма или как две кривые в докладе по сепсису проф. Лекманова А.У.Особый интерес вызвали доклады проф. Разина М.П. Его бы в департамент образования и было бы спокойно за хирургические специальности. Следует отметить опыт преподавания в Белоруссии - последний горящий осколок СССР. Там еще сохранилась субординатура в которой студенты под контролем преподавателей оперируют. Там сохранилось государственное распределение на 2 и 5(целевое) лет и социальная справедливость для населения по доступной медицинской помощи. Там нет пустых районов без хирургов и анестезиологов и переполненных больными поликлиник от оптимизации здравоохранения. Понятно, что не все так радужно и молодежь тоже стремиться на Запад, ведь граница рядом и разница в уровне жизни налицо. А наши студенты будут ждать операций еще четыре года 6 курс плюс 3 года работы семейными врачами-сколько останется верными специальности? А если завтра война? Может только она отрезвит тех кто разрушает отечественное образование и здравоохранение. Хочется поблагодарить организаторов съезда профессоров Разумовского А.Ю., Разина В.М., Поддубного И.В. за отличную подготовку и его проведение и конечно молодежь - она в России и красивая и замечательная. Плодотворным было участие президента Национальной медицинской палаты проф. Рошаль Л.М., председателя комитета охраны здоровья Государственной Думы проф. Морозова Д.А., сенатора Круглого В.И. И это все врачи - детские хирурги.Удивительно, но и закономерно. Именно детские в большей степени остаются поливалентными,способные защищать национальные интересы России в военное время, и являются образцом для подготовки молодых врачей хирургов, о чем следует помнить и знать. Есть строки в стихотворении Нелли Саакян "И я усвоил навсегда честь - созидать, бесчестье - рушить". Не надо рушить лучшее в мире отечественное медицинское образование, созданное величайшими и фантастическими предшественниками. С уважением Биличенко В.Б.

← Назад