Как подготовить хирурга?
29 сентября 2014# 30 сентября 2014 в 13:37 +3 |
# 17 марта 2016 в 23:47 0 |
# 30 сентября 2014 в 21:28 0 |
Дорогой Михаил Валентинович! Как понятна Ваша боль! Но это только маленькая часть общей разрухи в стране под мишурой вывесок, пустыми лозунгами и восхвалениями. Всё дело в системном сбое в целом в России. Всё положительное решительно разрушается, а всякая плесень расползается. Не сможем мы эффективно готовить специалистов, и не спасутся наши пациенты в израилях и германиях. Читая "посты" в Интернете, я диву даюсь: СКОЛЬКО ТОЛКОВЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ у нас, и так нас всех растолкали по углам. А что с подготовкой молодых учёных сделали?!... Сильнее ленинской фразы не подберёшь: "формально правильно, а по сути - дерьмо". |
# 30 сентября 2014 в 22:00 0 |
Абсолютно согласен! Введение этой системы может повлечь за собой подобные спекуляции и в структуре самого хирургического отделения, когда заведующий и его приближенные будут оперировать всё, а молодые хирурги могут остаться без работы и не смогут расти профессионально лишь из-за финансовых нюансов! Всё это повлечет за собой только постоянные распри между докторами, сотрудниками кафедр, ничего хорошего в наших реалиях не выйдет. |
# 30 сентября 2014 в 22:44 0 |
А где так готовят хирургов ? Чаще всего подготовка теоретическая. На клинических базах ординаторы и интерны занимаются в основном написанием историй болезни, перевязками, на операциях только крючки и зашивать кожу. Врачи объясняют это так - "да ну, еще испортишь моего пациента", или "пусть тебя на кафедре учат, а это больница, тут живые люди, иди научись где-нибудь сперва". |
# 17 марта 2016 в 23:49 0 |
# 1 октября 2014 в 06:05 0 |
Согласен с каждым словом Михаила Валентиновича. Неурегулированность статуса хирурга - преподавателя в системе здравоохранения, сознательное снижение зарплаты его почти в два раза меньше, чем у хирургов, да еще и фактическое отчуждение его от обязанностей лечащего врача на правовой основе - это вероятно конечная цель: окончательно разрушить кадровую подготовку стратегически важной специальности хирургии. Хирургия - специальность военная. А , посмотрите сейчас самая непрестижная специальность. В советские времена негласно в мединституты принимали примерно 50 процентов мужчин, а сейчас в группах из 10 человек - 1-2 парня. Более половины выпускников уже через 3-5 лет не работают врачами. Преподаватель - хирург всегда личным примером учил хирургии, это лучший из лучших хирургов. А сейчас Минздрав уже около 20 лет не желает решить вопрос о Положении о клинической больнице, о статусе лечащего врача- преподавателей из Федеральных учреждений, работающих на базах субъектов и муниципалитетов. Что за преподаватели будут, например хирургии, если эти вчерашние студенты, которые пришли работать на кафедру за мизерную зарплату , еще и отстраненные от лечебной деятельности ( ведь стаж хирурга им сейчас не идет, я уж не говорю о льготном стаже хирурга), по существующим законам они не сотрудники больниц, значит оперировать они не имеют права, лечащими врачами, чтобы стать клиницистами они тоже не могут быть. Главврачи вынуждены принимать их хотя бы на четверть ставки совмещать, но как правило эти люди делают самую сложную работу - самые сложные операции это и есть преподаватели хирургии . Но на всех уровнях существует дискриминация преподавателей хирургов ( и других специалистов - клинических специальностей): гораздо более низкая зарплата, не идет льготный пенсионный стаж, не идет вообще лечебный стаж и каждый раз возникают проблемы при аттестации на категорию. Поэтому многие преподаватели и не имеют и не подтверждают квалификационные категории. Стыдоба - доценты, да и новоиспеченные профессора теперешние - преподаватели и без категории - а молодежь в таких условиях и не стремится приобретать квалификационную категорию, а самое главное не сможет стать лучшим из лучших. Потому что в вузах никого не волнует - какой ты специалист по той специальности, которой ты обучаешь студентов и , особенно врачей на ФУВах. Фактически молодежи нет смысла становиться лучшими из лучших, проще перейти работать в лечебные муниципальные учреждения. Подорваны основы подготовки преподавательского состава - продумано прямо в "корень". Не мудрено уважаемый профессор, что минздрав Вам вместо ответа - макулатуру прислал: читайте нас и слушайте. Сейчас вот вместе с министерством образования и науки они окончательно введут чуждую нам систему образования на основе " кредитов" Вот уж действительно нужно включить в санкции от ЕС и США и сделать полностью министерство образования и здравоохранения - невыездным, чтобы глупостей оттуда в Россию не привозили, а лечиться заобезать только в российских муниципальных больницах, может тогда бредить " кредитами" перестанут |
# 1 октября 2014 в 09:20 0 |
Думаю трехсторонние договоры и борьба с коэффициентами мало повлияет на ситуацию. Ежегодно строятся крупные медицинские центры (перинатальные, кардиохирургические, онкологические и т.д.). Значит деньги есть. Оптимально - построить при каждом (а их не так уж и много) медицинском университете (либо на 2-3 университета при нахождении в одном городе) многопрофильной чисто университетской клиники, где будут работать в качестве старшего медперсонала отделений только университетские сотрудники. Обычной клиники, без замахов на высокоспециализированную помощь, а с направленностью на обучение именно общему профилю (общехирургические, общетерапевтические отделения). Финансирование - федеральное, обязательство ведения активной научной деятельности. Возможна ориентировка на социально незащищенные слои населения. |
# 1 октября 2014 в 10:21 0 |
# 1 октября 2014 в 20:07 0 |
Доброго времени суток. А у нас в городе, честно сказать хирургический профессорско-преподавательский состав в 90% случаев дискредитировал себя. Оперирующих преподавателей можно перечислить по пальцам одной руки. В свое время после обучения в универе, попал в интернатуру в обычную хирургическую больницу. И до сих пор благодарю своих учителей и Бога что так случилось. Остался бы на кафедре, попал бы в касту болтунов и писателей, ну и научили бы красочно рассказывать о аппендэктомии. К нам на базу приходят тоже с различных кафедр хирурги - преподаватели,и что мы видим, чаще они напрочь оторваны от практического здравоохранения, абсолютно архаичны или зашорены во взглядах и не имеют того практического опыта который должен быть. несколько раз обращались к ним за помощью, привлекали в консилиумы что бы буквами д.м.н. или к.м.н. усилить так сказать эффект. Но... только отягощали себе работу. Абсолютная оторванность от реалий больниц и пациентов, рекомендовали однажды такое лекарство, что как потом оказалось его в России пока еще и нет. Так что вскоре это сошло на нет. Да и давайте будем честны друг к другу коллеги. Самим сотрудникам кафедр, обычные поточные экстренные операции нафиг (извините) не нужны, ибо аппендиксы, желчные гнилые пузыри и перитониты им не очень интересны. Они чаще всего уже сели в платные кабинеты и там торгуют своими дмн и кмн. консультирую больных с ВБВ, с поверхностными образованиями кожи и ПКК, ну и в косметологических заведениям омывают лица платным пациентам. Те кто искренен в желании остаться хирургом, нередко все таки им становится и то что он кафедральный сотрудник а не больничный персонал ему это не мешает. В конце концов пусть берут молодежь ночные дежурства и вперед. И поверьте ночью то уж точно никто не отнимет операцию. Как сказали на одной из конференций главный хирург Москвы, хирурги рождаются ночью. |
# 1 октября 2014 в 22:19 +1 |
И еще по поводу фразы "введение коэффициента за применение современных диагностических и лечебных технологий, снижение количества послеоперационных осложнений и летальности." Да в каком же это городе РФ все больницы одинаково оснащены чтоб получать этот коэффициент равноценно?. Опять будет перекос в сторону областных больниц и республиканских центров который существует уже сейчас. При этом даже по годовым отчетам количество оказанной врачебной помощи и выполняемых операций больше в скоропомощьных стационарах а во многих из них до оснащенности так далеко как до отмены санкций))). Т.е получается что одни хирурги "чаще из элитных стационаров" будут "голубые" желчные пузыри удалять а другие пациентов с панкреонекрозами в стадии осложнений выхаживать. Ну и где будет выше летальность? А может быть начать не с навязывания очередных перемен нашим многострадальным ГБУЗам в которых сотрудники и так всем обязаны, а сотрудникам кафедр начать с того чтобы изменить отношение к коллективу больниц? И возможно в уважительном отношении друг другу, родится то что позволит вывести нашу хирургию на новый уровень. Прошу прощения за возможное проявление эмоций. |
# 1 октября 2014 в 22:53 0 |
Глубокоуважаемый Михаил Валентинович,я полностью с Вами согласен!!! К сожалению мы, кафедральные сотрудники, с нашими ассистентскими, доцентскими, и профессорскими зарплатами, которые можно сравнить с зарплатами санитарок и медсестер, конечно совершенно не должны быть заинтересованны в воспитании наших будущих коллег! Что нас может подвигать на это, наверное только воспитание Нас Нашими Учителями! Какая то, ответственность за будущее нашей специальности, которую вложили нам Учителя! Большинство из нас конечно дежурит, или еще каким либо образом занимается лечебной деятельностью! Но как бы там не было, мы преподавая специальность хирургия, не имеем право не быть хирургами! Это мое мнение! Два года назад, на конкурсе замещения вакантной должности доцента, мне задал вопрос, и очень долго его обсуждал председатель конкурсной комиссии- зачем я веду больных, и оперирую в дневное время, когда я не дежурю и юридически не являюсь врачом, я ответил, что думаю- что нельзя преподавать хирургию,не умея при это оперировать, и не быть хирургом! Спасибо моим Старшим коллегам которые за меня заступились в тот момент! Все это юридическая сторона дела, для самих преподавателей-хирургов которые до сих пор ведут и оперируют больных, но при этом, ни чего не получают, конечно обидно! Конечно должен быть какой-то юридически правильно оформленный договор с больницей! Возможно клинические кафедры должны быть включены в понятие, что есть название Клиническая больница! Может быть здесь решение.. |
# 2 октября 2014 в 07:18 0 |
Я врач практической медицины, более 20 лет, дорос до администратора, но немного совмещал и ассистентом. Проблема поднятая Михаилом Валентиновичем в России на данный момент громадная. Коллеги правильно говорят о том, что с одной стороны часто между администрацией больниц и кафедрами происходит конфликт, даже доходящий до разрыва отношений и ухода кафедры, с другой стороны на клинических кафедрах, что греха таить, сейчас много молодежи, которые как говорится пороху не нюхали и в операционную не торопятся. Мне кажется, что идея с универсиеттскими клиниками, как в Европе, неплоха, но когда это забаработает в полную силу. Это сколько надо построить современных больниц, и между прочим не ЦРБ. А финансирование? Федеральное?. Но ведь сейчас будет одноканальное финансирование по ОМС. а маршрутизация больных? Все мы знаем как сечас неодинаково финансируются федеральные НИИ и центры. Все не так просто. И будут без сомнения проблемы на местах. Поутому должны быть клинические больницы. Надежная хорошая система, позволяюая на местах, а не в Москве и Питере, ковать профессиональные кадры. А на счет ассистентов, мне думается, было бы не плохо законодательно закрепить такой момент - брать на кафедры врачей не младше 1 категории, и все вопросы автоматически отпадают. Сначала клинический опыт - потом учи студентов, а тем более врачей. |
# 5 октября 2014 в 10:39 0 |
Главные врачи городских больниц превратились в местечковые князья. Для того, чтобы не зависеть от них, необходимо строить университетские клиники, где будут учебные комнаты, где можно будет возможность полноценно учить студентов, учить молодых хирургов. Сегодня кафедральные хирурги отличаются от городских тем , что нас ( кафедральных ) в Минздраве не считают хирургами_ мы у них преподаватели! А кто разрабатывает , и внедряет новые исследования и методики операции.? Кто учит городских хирургов оперировать?К кому они обращаются за практической помощью? |
# 6 октября 2014 в 00:25 +1 |
Здравствуйте. "Молодые хирурги учатся хирургии, участвуя в операциях, помогая старшим коллегам сначала в качестве второго, потом первого ассистента, а затем выполняя самостоятельно оперативные вмешательства при ассистенции более опытного хирурга. Так было всегда, по крайней мере, на протяжении последних 300 лет..." А на деле очень редко заходит дальше первого ассистента, касательно абдоминальной хирургии. Желания у кафедральных сотрудников желания учить практике интернов и ординаторов нет, только желание загрузить бумагами. Считаю что необходимо создать систему контроля качества обучения в интернатуре и ординатуре, суть которой будет заключаться в оценке преподавателей молодыми хирургами. Отсутствие желания обучать (собственно суть работы кафедральных работников) должно отражаться на их зарплате, иначе зачем такие учителя ? Встречаются прекрасные хирурги на базах кафедры (гор.больницы)которые за месяц обучают лучше чем в университете за год, это должно быть вознаграждено не только молодым хирургом но и государством. Уверен, финансовая стимуляция обучения отразится на качестве обучения. Если на этот вопрос не обращать внимание, то с каждым годом людей с сертификатом хирурга занимающихся диагностикой, фарм-бизнесом будет больше и больше. Интерны выпускаются, а оперировать не умеют. Спасибо за внимание. |
# 6 октября 2014 в 17:29 0 |
Уважаемые коллеги, полностью с вами согласен, что медицинское образование в нашей стране стало более, чем формальным, я конечно конечно новичок в хирургии и только-только делаю свои первые шаги, но уже сейчас сталкиваюсь с большим количеством проблем, которые не только не способствуют освоению профессии, а наоборот, активно препятствуют этому. Так, например, завалы "бумажек", вместо которых интерны и ординаторы могли бы больше времени уделять пациентам и изучению литературы, или отсутствие помещений для отдыха во время ночных дежурств,(речь идет о помещениях для интернов, которые, по словам старших коллег раньше были в больницах) чтобы не сидеть на лавочке в "приёмнике" в ожидании пациентов и многое другое. В общем, было бы неплохо, если наше министерство услышало нас и что-то предприняло для решения данных проблем. |
# 11 октября 2014 в 09:58 0 |
Много лет отработал в ВУЗе ассистентом, потом доцентом, после защиты докторской - уже 10 лет заведую хирургическим отделением регионального уровня. Во многом понимая и соглашаясь с обозначенными уважаемым Михаилом Валентиновичем проблемами, в практической работе - всячески обеспечиваю и стимулирую непосредственное исполнение вмешательств интернами и клиническими ординаторами, с ассистенцией опытных врачей... Постоянно отмечаю и значительно ухудшившийся уровень практической подготовки вчерашних студентов и низкий уровень их мотивации в освоении профессии - это следствие как общей деградации медицинской школы в России, так и политики тщательного разобщения высшего медицинского образования с практическим здравоохранением, происходившего в последнее десятилетие... Однако, с точки зрения предложений уважаемого Михаила Валентиновича, не могу сказать, что они стройны и системны. Нам опять предлагается искать, метаться и изобретать собственный российский "велосипед" в медицинском образовании. Между тем, Россия традиционно была последовательницей германской и швейцарской медицинских школ - и нет смысла нарушать традицию. Надо просто настойчиво предлагать, требовать и принимать вполне эффективную систему, работающую сегодня, к примеру, в ФРГ, где основой деятельности кафедр мед. университетов является именно лечебный процесс, дополненный обязательными учебным и научным. При этом разделение кадровых профилей, практически, отсутствует. Правда, это, несомненно, приведет к сокращению большей части кафедр ФУВов и ФПК, и к значительному повышению требований к хирургической квалификации, и обязательной возрастной дехабилитации преподавателей оставшихся кафедр - то есть - к РЕАЛЬНОЙ реформе высшей медицинской школы, ибо в сегодняшнем виде - многие кафедры и их сотрудники на своих базах, мягко говоря - без всякой надобности для выживающего в тисках экономических реформ ЛПУ... Пока же - большинство уважаемых коллег понимает, что существующее положение вещей порочно и нетерпимо, но и явно назревшая необходимость - страшит неизбежными последствиями... |
# 11 октября 2014 в 18:17 0 |
# 15 октября 2014 в 04:54 0 |
# 16 октября 2014 в 06:29 +1 |
В данной статье виден только плачь кафедрального работника по поводу оплаты его труда, а забота о подготовке кадров так между прочим. Любой хирург также плачет о своей низкой оплате труда, но тем не менее идет и выполняет с честью и доблестью свою трудную работу. Для подготовки молодых хирургов подходит не каждый кафедральный работник, нужен выделенный специалист, который все свое рабочее время посвящает этому, берет студента на операцию, учит, помогает ассистируя. В нашей стране всякий "кафедрал" завален другой работой, а подготовку перекладывает на плечи обычных врачей, а оно нам надо? Как правило работник кафедры не обладает нужным опытом проведения оперативных пособий, теоретически такой "преподаватель" бывает даже очень подкован, но практическая работа стремится к нулю. Очень много стало "преподавателей", а нам нужны учителя. |
# 21 октября 2014 в 10:45 0 |
Глубокоуважаемые коллеги! Проблема взаимоотношений клинических кафедр (ВУЗа) и ЛПУ очень многогранна. Я не буду перечислять аргументы и факты, приведенные в письмах, представленных на этом форуме, и мне, как хирургу с 40-летним стажем, близко знакомым. Остановлюсь лишь на проблеме оплаты работы преподавателей- клиницистов. В настоящее время, как известно, они выполняют лечебную работу, не являясь штатными врачами ЛПУ. Юридически эта ситуация является нонсенсом, об экономической стороне ситуации тоже много сказано. Я предлагаю попытаться решить ситуацию, путем применения технологии аутстаффинга. Это понятие произошло от английского outstaffing — «внештатный». Сущность механизма заключается в следующем: часть ставок компании-заказчика (ЛПУ) выводится за штат и оформляется в компании-исполнителе (аутстаффер-ВУЗ) с последующим предоставлением услуг от имени аутстаффера за вознаграждение. При этом сотрудники ВУЗа продолжают находиться и работать на прежнем рабочем месте и выполнять те же функции (образовательные и клинические), но работодателем по клиничесим услугам для них становится компания-заказчик (ЛПУ). У прежнего работодателя (ВУЗ) сотрудники трудятся по договору возмездного оказания образовательных услуг. При этом выделенные больницей для преподавателей-клиницистов ставки передаются организации-исполнителю (ВУЗу). Таким образом, аутстаффинг отличается от аутсорсинга отношением заказчика услуг к персоналу, выполняющему работу. В отличие от аутсорсинга по договору аутстаффинга компания-аутстаффер (ВУЗ) предоставляет компании-заказчику (ЛПУ) специалистов требуемой квалификации для выполнения работ. Таким образом, аутстаффер (ВУЗ) не принимает на себя никаких обязательств по оказанию услуг заказчику, кроме обязанностей по предоставлению персонала. Кроме этого, аутстаффер (ВУЗ) не несёт никакой ответственности за результат работ, выполняемых предоставленным персоналом. Наиболее запутанным при данном виде договора представляется вопрос отношений, возникающих между предоставленным персоналом и организацией-заказчиком. Трудовых отношений здесь нет, так как в соответствии с ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают только при наличии трудового договора. Заказчик также не оплачивает труд персонала — эта обязанность ложится на плечи компании-аутстаффера как работодателя. По договору возмездного оказания услуг аутстаффер обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а тот обязуется их оплатить. Обязательное условие договора — это предоставление заказчику квалифицированного персонала, при этом зафиксированная в договоре сумма вознаграждения не зависит от объёма и качества выполняемых этим персоналом работ. Кроме всего прочего, компания-заказчик должна издать внутренний приказ о необходимости привлечения квалифицированного персонала со стороны. Такая схема, на мой взгляд, может быть реализована на уровне муниципалитета (поскольку он является собственником ЛПУ), что значительно облегчает уровень различного рода согласований. С уважением, Юрий Икарович Павлов – д.м.н., профессор, зав. кафедрой сестринского дела, ухода за больными и менеджмента Южно-Уральского государственного медицинского университета, Челябинск |
# 12 января 2016 в 23:17 0 |
Добрый день, глубокоуважаемые коллеги! Судя по датам комментариев, и их количеству эта тема не очень занимает хирургов России. Интересно было бы прочитать что думают по этому поводу корифеи отечественной медицины, чье мнение по этому вопросу, на мой взгляд, имеет значительный вес. Хотя, возможно, их все и устраивает... |